13.01.2012 22:45
Рубрики
Общество
Теги
13.01.2012 22:45

Человек-праздник из Бодайбо Михаил Гелицой

Мастерит поделки из корней деревьев

Хореограф и фокусник, автор удивительных поделок из дерева и таксидермист, конферансье и артист. Все это про одного человека – жителя Бодайбо Михаила Назаровича Гелицоя, с которым корреспонденту «Областной» посчастливилось познакомиться во время командировки в этот северный город.

«У нас кино снимали, а я играл Чапаева!»

«Любитель сучков и задоринок» – так характеризует себя сам Гелицой. Его хобби – природа и фантазия. И правда, природа щедро наградила его артистичностью и талантом, а фантазия помогла придать природным данным искрометность и любовь к импровизациям.

Михаил Гелицой – личность в Бодайбо легендарная. Его имя известно каждому от мала до велика. Он более десяти лет руководил детским пионерским лагерем, два десятка лет возглавлял вокально-инструментальный ансамбль «Орфей», проводил все районные праздники, отвечал за организацию на территории культурно-массовой работы, побеждал на всесоюзных конкурсах, а еще снимался в кино, играл на театральной сцене. И сегодня, на восьмом десятке, Михаил Назарович полон новых задумок и проектов.

– Сам я с Украины, из Черновцов, – рассказывает Михаил Назарович. – В родстве у меня все были фантазеры. Отец работал мастером по художественному литью. С малых лет приставил меня подмастерьем. Разглядел во мне какой-то талант. Мне и вправду с самых ранних лет удавались зарисовки, которые отец потом отливал в металле. Мама была певуньей, каких мало. На Украине же закончил хореографическое училище, работал в сельском Доме культуры.

Рассматривая старые черно-белые фотографии, Михаил Назарович задерживается на одной:

– Вот видишь, тачанка, а у пулемета, тот, который в бурке, это я. У нас кино снимали, а я играл Чапаева!

Оказывается, киностудия имени Довженко снимала в конце 50-х фильм о легендарном полководце недалеко от Черновцов. Кроме исполнителей искали и реквизит. Молодой Гелицой не только раздобыл для съемочной группы домкультуровскую тачанку, но и в качестве полководца предложил собственную кандидатуру.

– Сделали пробы, все остались довольны, – вспоминает Михаил Назарович. – Начались съемки. Помчалась конница, стрельба, шум, гам… Лошади, впряженные в тачанку, понесли, а тачанка, ну и мы, кто сидел на ней – кувырком! Она же была ненастоящая! У нее колеса не крутились, так, для виду только. Потом, конечно, разбираться начали, но оператор сказал, что получилось неплохо, живо, удалось снять начало, до того, как мы опрокинулись.

Неуемная же фантазия привела молодого Гелицоя из Украины в холодную Сибирь:

– Я работал в сельском Доме культуры, ну и заскучал, захотелось новых впечатлений! В то время строилась Братская ГЭС. Конечно, никого из колхоза так просто не отпускали, но я раздобыл комсомольскую путевку! Покряхтел председатель – все же пришлось отпустить, не имел права чинить препятствия! В дороге попались попутчики-бодайбинцы, позвали посмотреть их город, ну, я и поехал, думал, поработаю годик, а оказалось, на всю жизнь задержался.

Стараниями Михаила Назаровича расцвела в Бодайбо самодеятельность. Выставки, концерты, праздники раз от разу проводились все интереснее и занятнее. Неизменным конферансье на всех мероприятиях выступал Михаил Гелицой. Фокусы, танцевальные номера, вокальные выступления Михаила Назаровича до сих пор с большой теплотой вспоминают многие его земляки. Он вел кружки, организовывал детский и взрослый досуг, благодаря ему появился в Бодайбо свой театр.

– В 40 лет я закончил иркутское училище культуры, – продолжает Михаил Назарович. – Театральное мастерство у нас вел очень интересный преподаватель – выпускник знаменитого училища имени Щукина. Он работал режиссером в театре юного зрителя, и я у него даже в двух спектаклях успел сыграть, пока учился!

В ход опять идут старые фотографии:

– Вот на этой я в роли Берендея по пьесе Островского «Снегурочка», а здесь – греческий патриот Зисис…

Корешки – хобби на всю жизнь

За разговором переходим к увлечениям в свободное время – изготовлению поделок из корней и природных материалов:

– Всю жизнь я собираю корешки. Они для меня хобби. Видишь, какие необычные? Корни у меня разные: кедр, лиственница, сосна. Почва у нас каменистая, корни извилистые. К этому корню, например, я только руку приделал, получился леший. Это настольная ваза «Гномик». В ней можно сухоцветы ставить. А это не просто избушка, а шкатулка. Вот она открывается. Это композиция тоже интересная. Называется «Журавлиное счастье». Их пятеро: отец, мать и три журавленка. Эту сделал недавно – «Свадьба королевских кобр». Тут интересные корни, видишь, как они переплелись? Здесь три отдельных корня, их сама природа так создала. А эту работу назвал «Тигровая цапля». Как раз шла программа «Диалоги о животных», показывали тигровую цаплю, я посмотрел на корешок и понял: это же она! Это пеликан, а это обезьяны Тото. Они только ночью охотятся. Рядом «Поединок варанов».

Михаил Гелицой даже себя запечатлел в дереве. На стене мастерской висит вырезанный из капа автопортрет. Рядом маски – «Скорбь», «Молодость», «Бражник». Массивные, тяжелые… «Скорбь», например, весит 17 кг, «Молодость» легче, оно и понятно – какая же тяжесть в молодости?

Мастер показывает и вовсе необычные изделия: авторучку, выточенную из капа, и кресло, сделанное из лосиной головы:

– Это кресло-качалка, – объясняет Михаил Назарович. – Рога – подлокотники, голова – сиденье. С этим креслом я был на выставке прикладного искусства в Москве. Получил первое место, наградили меня поездкой в Сирию. Это было в 1989-м. Думаешь, что я привез оттуда? Корешки! Вот этот, видишь, сирийский! Из него получился «Мефистофель».

В мастерской Михаила Назаровича полным-полно чучел. Когда-то он слыл замечательным таксидермистом. Про него даже поговорку в Бодайбо придумали: «Гелицой с любого шкуру снимет». Если случалась нужда в чучеле медведя, рыси, соболя или белки – сразу шли к нему. Поступали заказы и из Иркутска. С иркутским краеведческим музеем связан у Михаила Назаровича забавный случай:

– Как-то отправили меня на Перевоз, чтобы я там поднял художественную самодеятельность. Поехал на несколько месяцев, а задержался на год. Там друзья-товарищи у меня были. Однажды один позвонил и говорит: «Миша, выручай, я загулял, жена из дому выгонит. Ты же фантазер, придумай что-нибудь!». Пошел я к его жене и говорю: муж твой в тайге, дело расследует, не теряй. Там якут застрелился. Я тоже сейчас выезжаю. «Ты-то зачем?» Чучело из него буду делать, заказ получил из краеведческого музея! Через несколько лет случилось нам побывать в этом музее. А там, если помнишь, композиция стояла: якут с якуткой и ребенком возле яранги. Я жене друга и говорю: «Помнишь, мы с Серегой в тайге пропадали? Как раз за этим. Это я чучела сделал!» Она: «Чем докажешь, что твоя работа?». «Смотри, вот же фамилия автора!» «Ничего не вижу». «Ну, разумеется, выцвела. Лет-то сколько прошло!»

До сих пор ходит байка о том, как Гелицой устроил новогодний розыгрыш приятелей, угостив их чучелом гуся, внутри которого была запрятана жареная утка. Многие с восторгом вспоминают его карточные фокусы, секрет которых он запросто открывал любому желающему.

– Люблю я, когда вокруг шутки, смех, праздник, – заключает Михаил Назарович. – В жизни их так мало, а людям без них никуда. Человек ведь для радости рожден, вот я и помогаю ему в случае чего.