13.01.2012 10:30
Рубрики
Культура
Теги
13.01.2012 10:30

В филармонии исполнят «Риголетто» Верди

Премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто» состоится 4 и 5 февраля на сцене иркутской областной филармонии. Меломаны Приангарья смогут услышать произведение в концертном исполнении.

– Сейчас активно идет продажа билетов. «Риголетто» – довольно известная опера, и интерес публики к ней довольно высок. Раньше ее постановку в Иркутск привозил Бурятский театр оперы и балета, но в концертном исполнении она в нашем городе прозвучит впервые, что должно вызвать большой интерес у ценителей классического оперного пения, – полагает директор иркутской областной филармонии Дмитрий Поблинков.

Опера прозвучит в сопровождении губернаторского симфонического оркестра Иркутской области под управлением художественного руководителя и главного дирижера а Илмара Лапиньша. Эта постановка — проект иркутской филармонии, все исполнители подбирались специально.

Партии действующих лиц исполнят солистки Светлана Лунюшкина, Анастасия Привознова (Москва), солисты Зальцбургской оперы Елена Кононенко и Фернандо Араужо, Евгений Иганс (Рига) и Петр Бучков (София). Эти исполнители известны иркутянам по фестивалю оперного пения «Дыхание Байкала», который проходил в филармонии в прошлом году. Хоровые сцены прозвучат в исполнении камерного хора иркутской областной филармонии под управлением Елены Залепо.

СПРАВКА

[EXP]

В основу сюжета оперы «Риголетто» легла драма Виктора Гюго «Король забавляется», написанная в 1832 году. После первого представления в Париже, вызвавшего политическую манифестацию, она была запрещена как подрывающая авторитет королевской власти. Гюго подал в суд, обвинив правительство в произволе и восстановлении цензуры, уничтоженной революцией 1830 года. Судебный процесс получил широкий общественный резонанс, но запрет снят не был — второе представление пьесы «Король забавляется» состоялось во Франции лишь полвека спустя.

Сюжет «Риголетто» Верди считал лучшим из всех, положенных им на музыку: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды и пр. создают замечательные драматические эпизоды». Композитор по-своему трактовал образы Гюго, что вызвало протест со стороны писателя. В исторической драме с большими массовыми сценами и многочисленными подробностями жизни и быта двора Франциска I (1515—1547). Верди прежде всего очень заинтересовала психологическая драма.

Текст Гюго подвергся сокращению. Сюжет приобрел более камерное звучание; акцент был перенесен на показ личных взаимоотношений героев в психологически острых ситуациях. Некоторые сокращения были вызваны не только специфическими особенностями оперного жанра и индивидуальным замыслом композитора, но и опасениями цензурного запрета. Однако избежать столкновения с цензурой Верди не удалось. В начале 1850 года он разработал подробный план оперы, носившей название «Проклятье», и поручил написать текст либретисту Ф. Пиаве (1810—1876). Часть музыки была уже написана, когда цензура потребовала переработки либретто. Композитору предложили убрать исторический персонаж — короля, заменить безобразного главного героя (шута Трибуле) традиционным оперным красавцем и так далее. Верди отверг требования цензуры, однако действие оперы долго переносили из страны в страну, изменяли заглавие, пока, наконец, Франциск I не превратился в герцога Мантуанского, Трибуле — в Риголетто, а опера получила более нейтральное название по новому имени шута. Партитура «Риголетто» была закончена за сорок дней. Премьера состоялась 11 марта 1851 года в Венеции.

[/EXP]