Собственный рай
Чудо-усадьба Большаковых в поселке Утулик признана одной из лучших в Иркутской области
Собственные озера, солнечные часы, оранжерею тропических растений, множество экзотических животных, рептилий и птиц можно увидеть, побывав в гостях у Анатолия и Антонины Большаковых. Семь лет назад переселившись из города в поселок, они создали у себя дома настоящую сказку, являющуюся объектом притяжения не только соседей и друзей, но и множества творческих людей со всей России.
Это сейчас, зимой, озера Большаковых засыпаны пушистым снегом. Масштабный «Байкал» и миниатюрное «Тахо»… Как только наступит весна, посмотреть на них опять потянутся приезжие туристы.
– История появления водоемов более чем прозаична, – успокаивает разгоряченное сознание любопытных Анатолий Владимирович. – Делал на участке альпийскую горку, образовалась яма, решил ее заполнить водой – появился «Байкал». Для рыб потребовалась зимовальная яма – соорудил «Тахо» – американский побратим нашего озера-моря…
Обычно в деревне что держат? Коров, кур, свиней, гусей. А у нас цветочки, рыбки, птички… Даже под клубнику, которой в Утулике и Байкальске занимаются все – от мала до велика, у нас отведен самый маленький участок. Просто мы однажды решили, что в нашем доме земля будет служить душе, а не желудку.
Разумеется, на деле все происходило не так просто. Ведь пруд, вмещающий 11 тонн воды, Анатолий Большаков не экскаватором зачерпнул, а вырыл вручную. Собственноручно измерял участок, делал план, придумывал, как воплотить задуманное в жизнь…
[EXP]
Поразительно, но рукотворный Байкал Большаковых имеет исключительное ландшафтное сходство с оригиналом. Стилизация каменистого побережья достигнута благодаря дробленому мрамору, а лесистого – мху и камнеломкам. Импровизированный «Ольхон» покрыт водными растениями, а само «озеро» кишит рыбой, правда, не омулем – ручными японскими карпами, приплывающими на зов хозяина по первому требованию.
Озеро «Тахо», образовавшееся у Большаковых, как и в природе, значительно позже «Байкала» появилось из-за американских туристов, оставивших в подарок хозяину открытку со своей национальной достопримечательностью. Уже весной его обживут байкальские осетры, разведением которых Анатолий Владимирович занялся в конце прошлого года.
Царь-рыба – далеко не единственная уникальная живность чудо-усадьбы. Диковинная кожистая черепаха по кличке Триша, африканские шпорцевые лягушки, красноухие черепахи, песчаный удавчик, игуана Гоша, экзотические коралловые рыбки, японские карликовые мышки, амадины, волнистый попугайчик Яша – этот «Ноев ковчег» прекрасно себя чувствует в доме Большаковых. Воробьи, синицы и ласточки с удовольствием вьют гнезда под крышей сарая и бани, а на веранде плетет паутину паучок, по которой хозяева узнают погоду.
И Анатолий Владимирович и Тоня питают особую слабость к миру животных и растений. С ранней весны и до поздней осени благоухают в их саду сотни всевозможных цветов. Чего здесь только нет: десятки сортов лилий, махровых маков и роз, черные тюльпаны, огромные ромашки и даже эдельвейсы – редчайшие цветы Альп. А еще здесь по уникальным солнечным часам можно узнать астрономическое время и полюбоваться горным потоком, текущим по «Большому каньону Колорадо».
– Вот такие мы ненормальные, – смеются хозяева. – Обычно в деревне что держат? Коров, кур, свиней, гусей. А у нас цветочки, рыбки, птички… Даже под клубнику, которой в Утулике и Байкальске занимаются все – от мала до велика, у нас отведен самый маленький участок. Просто мы однажды решили, что в нашем доме земля будет служить душе, а не желудку.
Приходится только догадываться, какой стоит труд за всей этой красотой.
– Помощников у нас много, – улыбается гостеприимный хозяин. – Бензопила, лопата, лом, тачка и еще четыре руки на двоих. Встаем с солнышком, ложимся за полночь. В Иркутск или на Байкал, хоть он и рядом, выбираемся редко – хозяйство не пускает. Конечно, мы не только работаем, любим и отдыхать. Сами придумываем и организуем праздники: цветения черемухи, первого летнего дождя, день летнего солнцестояния и самой крупной клубники – любой повод годится для того, чтобы собрать за столом дорогих сердцу людей.
Идейным вдохновителем семьи Большаковых является Антонина. Она придумывает дизайн, разводит новые сорта цветов и растений, содержит в порядке дом и двор, придумывает праздники. Она же является музой, для которой Анатолий Владимирович построил и дом, и летнюю беседку, и озера. Для нее он пишет картины, делает мебель, мастерит уникальные по красоте поделки из дерева.
– Творчество для меня имеет огромное влияние, несмотря на немолодой возраст, – признается Анатолий Большаков. – Три года назад я занялся живописью, сейчас осваиваю новое направление – корнепластику. Вот, смастерил журнальный столик на двоих и светильники, говорят, получилось ничего, главное – моей Тонечке понравилось! Это для меня самая важная оценка!
[/EXP]