Сергей Ташлыков: Чтение – удивительно вкусный процесс
На самом читающем факультете Иркутска, факультете филологии и журналистики ИГУ, первый человек, которого после школы встречают будущие гуманитарии, – Сергей Ташлыков, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы. Погружение в мир классического чтения у студентов-первокурсников начинается с лекции по древнерусской литературе, воспринимать которую, по словам преподавателя, готов далеко не каждый.
– Школьники сегодня малоэрудированны. Особенно это заметно по студентам первого курса: примерно четверть из них показывает очень слабые знания по отечественной литературе и истории. Причина, думаю, кроется не только в школе, но и в семье, где не принято читать. В одной из иркутских школ я не так давно наблюдал, как девятиклассник читал по слогам, а ученики 11 класса, видимо, по той же причине, стеснялись вслух прочитать текст, когда их просили об этом наши практиканты. Но ведь если сам процесс чтения связан с определенными трудностями, то значит, что есть трудности и в усвоении информации, и в осмыслении прочитанного, и в изложении. Именно поэтому я не удивляюсь, когда наши студенты говорят, что прочитали произведение, но не запомнили.
Сергей Ташлыков считает, что одна из проблем школьного образования сегодня состоит в том, что на фоне увеличения уроков по физвоспитанию количество часов на освоение гуманитарных наук, по сути, минимизировано.
– Иногда меня посещает крамольная мысль, что нашему государству сейчас интересен не человек с интеллектом, способный самостоятельно думать и принимать решения, а человек, здоровый физически, который дольше работает, реже обращается к врачам, позже выходит на пенсию, которым легче управлять. Много проблем связано с непродуманными реформами в системе образования. Мне жаль, что живое общение преподавателя с учеником на экзамене заменили системой галочек в ЕГЭ. В школе работа с текстом заменилась натаскиванием, и потому ученики мало говорят и плохо анализируют. Речь, безусловно, не идет обо всех без исключения. Как-то на занятии филологов второго курса мне нужно было сравнить стихотворение Державина «Снигирь» со стихотворением Бродского «На смерть Жукова», и мне потребовалась цитата. Один мальчик спокойно достал из сумки сборник стихов Бродского, без труда нашел нужный текст и протянул его мне. В данной ситуации я готов простить ему незнание некоторых произведений литературы XVIII века, поскольку он читает другие замечательные произведения.
Вкус к чтению, по словам преподавателя, должен воспитываться с раннего детства: если ребенок видит хорошие, красивые книги, испытывает удовольствие от ярких иллюстраций, хорошей бумаги, запаха типографской краски и воспринимает книги как часть своего собственного я, то он наверняка будет читать, когда повзрослеет, и будет испытывать удовольствие от того, как сделано произведение. Ибо чтение – удивительно вкусный процесс.
Отчасти, считает Сергей Ташлыков, люди стали меньше читать и оттого, что изменился стиль жизни.
– Раньше в небольших городах все культурное общение было связано в основном с чтением. Сейчас место книги зачастую занимает телевизор. Иногда снижение интереса к чтению связывают с новыми технологиями, интернетом. Но ведь как раз благодаря ему литература стала более доступной: даже самую новую книгу можно скачать бесплатно. Лично мне безразлично, как читает студент – с помощью ebook, с экрана монитора или держа в руках обычную книгу. Главное, чтобы он читал. Сегодня молодые люди вообще вряд ли могут позволить себе иметь большую библиотеку – и из-за стоимости книг, и из-за склонности к частым переездам. Всегда легче путешествовать с одним ноутбуком.
Кандидат филологических наук считает, что телевизор отрывает от чтения, но не предоставляет ему достойной альтернативы. «Гораздо проще и дешевле снять новую серию «Ефросинии» или «Ментов», чем сделать хороший исторический фильм, который не факт, что окупится. А ведь качественная экранизация классического произведения может побудить человека прочитать текст».
Чтение – трудный процесс, который требует определенной самодисциплины, подчеркивает Сергей Ташлыков. Недавно во время зачета преподавателя поразила студентка, которая не читала «Житие Александра Невского», сославшись на то, что ознакомилась с тезисами произведения: «Но если сам текст занимает всего несколько страниц, то каковы тезисы? И ведь это будущий журналист, который станет писать статьи, посвященные отечественной истории, сетовать на то, что у нас отсутствует национальная идея, ратовать за развитие самосознания…».
Как один из примеров своеобразной и оригинальной популяризации чтения преподаватель приводит историю о том, что Петр Первый повелевал раздавать первую русскую печатную газету «Ведомости» бесплатно. А в кабаках человеку, читающему издание, наливали рюмку даром. Сейчас читающего клиента бесплатно обедом в ресторане не накормят, но, тем не менее, относительно недавно в Иркутске появилось несколько кофеен, где расположены полки с книгами; в городе действует движение Bookcrossing; проводятся литературные конкурсы, работают библиотеки; для одной из крупнейших в Сибири – библиотеки им. Молчанова-Сибирского – возводится новое здание, оснащенное по последнему слову техники. В общем, есть все условия, чтобы читать, и в первую очередь огромное литературное наследие – книги русских и советских классиков, которые высоко ценят во всем мире.
В канун Татьяниного дня Сергей Ташлыков пожелал студентам быть эрудированными и с ответственностью воспринимать учебу в вузе: «Я бы хотел, чтобы студенты помнили, что школьная пора некой безответственности, времени, когда можно беззастенчиво ссылаться на родителей, кончилась, что они уже взрослые люди, и многое зависит от них».