27.01.2012 08:15
Рубрики
Культура
Теги
#семья
27.01.2012 08:15

Экспериментальное счастье Токарских

В Приангарье живет много удивительных семей. Творческие союзы, медицинские и педагогические династии, православные многодетные мамы, военнослужащие. У каждой семьи – свои традиции, ценности, проблемы и мечты. О них мы будем рассказывать в новой рубрике «семья».

Открывает цикл публикаций статья о приемной семье Токарских из поселка Хомутово Иркутского района.

Семья Ирины и Александра Токарских не похожа ни на одну приемную семью, в которой мне когда-либо приходилось бывать. Непохожесть эта складывается, прежде всего, из того, что супруги предпочитают забирать в семью подростков, а не малышей, как это делают практически все, решившиеся стать родителями для чужих детей.

[EXP]

– Четыре года назад, когда нам с мужем впервые пришла мысль стать приемными родителями, мы, конечно, думали о том, что возьмем себе какую-нибудь малышку, – вспоминает Ирина. – Однажды приехали в приют поселка Урик познакомиться с детьми. Увидели группу подростков, демонстративно от нас отвернувшихся. «Мы не будем разговаривать, нас все равно никто к себе не возьмет! Всегда берут только маленьких.» Знаете, просто ком в горле встал после этих слов! Это так несправедливо, и тем не менее, правда: в основном берут малышей, с ними легче, они быстрее привыкают к новым родителям.

– Мы решили на деле доказать ребятам, что они нужны в этом мире!

– поддерживает жену Александр. – Взяли двенадцатилетнего паренька, оказалось, что у него в этом же приюте брат, ну как их разлучишь? Потом узнали, что у них и сестренка здесь же, С этого все и началось.

Сейчас Ирина и Александр приемные родители для шестерых подростков.

Владу – 16 лет, Лене и Толе по 15, Коле – 14, а самым младшим, Ане и Володе, по 13. Супруги приучают детей к труду и самообслуживанию, занимаются их социализацией.

– Разумеется, все дети были социально запущенные, – говорит Ирина. – Конечно, поначалу приходилось тяжеловато. Они же ни к чему не были приучены: ни рубашку себе постирать, ни сложить нормально. Поел – тарелку поставил и пошел. Учили, конечно, на собственном примере. В нашей семье ведь как: Саша не пьет, не курит, любит спорт. У меня разряд по плаванию, у мужа – альпинизм и горный туризм. Он постоянно мне цветы дарит, не по праздникам, а так, потому что хочется меня порадовать. Ни ссор у нас, ни скандалов.

– Оказалось, что с приемными ребятишками даже легче, чем с родными,

– объясняет Александр. – И у меня, и у Ирины это второй брак. У жены – дочь от первого брака, ей сейчас 26 лет, моей дочери 24 года. Приемные дети более отзывчивы на ласку. Видно, в жизни такого нахлебались, что любое проявление внимания воспринимают с благодарностью. Кстати, совсем скоро у нас появятся еще два трудных ребенка.

Природная чуткость и смекалка помогла Токарским благополучно решить проблему, связанную с отставанием в учебе и приучить ребят к труду. Кстати, весь воспитательный процесс запечатлен в творчестве. Семейные газеты, портреты, открытки и боевые листки наглядно отражают становление новых членов семьи. Дети с готовностью объясняют смысл рукотворных СМИ:

– Этот боевой листок про то, как мы заливали цементом первый этаж дома. Этот – про то, как бабушка корову доит, а на этом нарисовано, как мы картошку копали, а Толя не захотел работать и в уголке уснул. Мы про это даже стихи придумали: «Знает только хитрый кот, я работник еще тот.

Пока садят все картошку, полежу-ка я немножко…»

– С тунеядством мы боролись по-хитрому, – улыбается Александр. – Например, нужно огород перекопать, а дети врассыпную. Мы говорим: «Здесь спрятан клад». Ребятишки начинают копать, находят записку: «Клад через пять рядков», доходят до обозначенного места – опять записка: «Хочешь получить клад – вскопай еще четыре рядка», и так до самого конца поля… Такое желание разбогатеть у них образовалось, что огород был вскопан дважды, причем самым тщательным образом! В качестве клада мы приготовили огромный торт и хороший подарок всем участникам трудового подвига.

– На этом портрете наш дедушка, – продолжают знакомство с вернисажем ребята. – Это мы все танцуем, это отец Вячеслав, узнаете? Картина называется «Пасхальное воскресенье». Мы по выходным обязательно в храм ходим. А это наши выступления.

Все вновь приобретенные дети Токарских – цирковые артисты.

{media:image id=”5692″}
Занимаясь в цирковой студии, они научились жонглировать, делать сальто, кувыркаться и синхронно крутить обручи. Теперь ни один поселковый концерт не обходится без их участия. Выступлениями юные цирковые артисты радуют не только своих односельчан, с выездными концертами они также частенько бывают и в «родном» уриковском приюте, и в детском доме деревни Кыцигировка.

– В новогодние праздники мы ездили в эту деревню, – наперебой рассказывают ребята. – Нас так хорошо принимали! Некоторые номера пришлось показывать «на бис». А еще после выступления многие дети к нам в семью просились.

Несколько лет назад семья Токарских решила перебраться из города в деревню. Выбрали для проживания Хомутово. Купили дом, завели хозяйство. Сейчас у них коровы, пока две, но вот-вот появится третья, овцы, свиньи, куры, гуси, индоутки, индюшки, пекинские утки, шесть пчелосемей. Есть свой небольшой бизнес – цех копчения. Ирина и Александр помимо копченых кур выпускают даже собственный сорт колбасы, называемый «деревенская». За деликатесами, говорят, приезжают к ним не только из Иркутска, но и из Ангарска. Дети с удовольствием помогают новым родителям и в цехе, и в торговом павильоне.

– Свое хозяйство значительно облегчает жизнь,

– говорит Александр. – Свое мясо, молоко, яйца, мед. К тому же ребятишки нам первые помощники. Анютка, младшенькая наша, пчел любит. С ней мы целую пасеку организуем. Мальчишки с удовольствием помогают мне с ремонтом, любят возиться с лошадьми. Общение с животными благоприятно влияет на здоровье. Влад, которому в приюте поставили диагноз «необучаемый», у нас научился всему: электрику в доме сам проводит, с ремонтом помогает, такой рукастый мальчишка оказался.

Семейный бизнес Токарские планируют передать приемным детям.

– Иринина дочь – юрист, все по заграницам мотается, – говорит глава семьи. – Мою в деревню не заманишь. А этим ребятишкам деваться некуда, они наше дело и продолжат.

– Мы скоро спортзал построим, большущий аквариум сделаем и зимний сад разведем! – хвалятся ребята. – А еще у нас свой ансамбль появится! Мальчишки на гитарах играют, у нас есть синтезатор, а петь нам помогает любимый попугай Жакоша! Вы бы послушали, какую песню мы к новому году разучили!

– Да, праздники у нас проходят необычно, – подтверждает Ирина. – Костюмы выбираем по лотерее. Дедушка, к примеру, нынче у нас был красавицей, я – Дедом Морозом. Не боимся экспериментировать. Как вы успели заметить, это касается не только праздников, но и всей нашей жизни…

СПРАВКА:

В Иркутском районе сегодня проживает более 550 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как рассказала начальник управления министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутскому району Галина Попова, в территории ежегодно увеличивается количество детей, принятых в семьи. Так, в 2009 году приемных детей было 29, в 2010-м – 44, а в прошлом – 76. Растет и количество детей, возвращенных в родные семьи. В 2010 году был возвращен 31 ребенок, в 2011-м – 40. На данный момент в Иркутском районе 50 приемных семей, в которых воспитываются 78 детей. По инициативе мэра Иркутского района, с 2010 года семьям, воспитывающим пять и более приемных детей, безвозмездно передают корову.

[EXP]