Политологи о теории заговора
Нынешняя предвыборная гонка значительно интереснее предыдущих
Принесло ли пользу Иркутской области участие губернатора Дмитрия Мезенцева в президентской кампании 2011 года, какие изменения внесли декабрьские протестные акции в политическую жизнь страны, может ли кто-либо из кандидатов в президенты стать национальным лидером?
Об этом шел разговор на круглом столе, организованном областным отделением Союза журналистов. Политологи, социологи и журналисты сошлись во мнении, что нынешняя предвыборная гонка значительно интереснее предыдущих.
Мы же все не наивные люди и прекрасно понимаем, что собрать два миллиона подписей без нарушений в нашей стране невозможно, и любого кандидата можно снять
[EXP]
Это уже вторая дискуссия за месяц, посвященная президентской кампании. В иркутском Союзе журналистов считают, что оживление политической жизни в России способствует интересу к мнению экспертного сообщества, поэтому подобные встречи становятся регулярными.
– Политическая ситуация в стране объективно сказывается на Иркутской области, тем более что предвыборная кампания этого года имеет ряд особенностей. Одним из таких аспектов было практически завершенное участие в избирательной кампании Дмитрия Мезенцева. Небезынтересным предметом является участие в выборах самовыдвиженца Михаила Прохорова. Хотелось бы обсудить влияние административного ресурса, наличие или отсутствие фальсификаций на выборах, – очертил круг вопросов, которые были предложены участникам дискуссии, глава регионального отделения Союза журналистов, заведующий кафедрой журналистики и медиа-менеджмента ИГУ Александр Гимельштейн.
Региональный координатор ассоциации «Голос», профессиональный политолог Алексей Петров сразу отметил некоторые поблажки для несистемной оппозиции со стороны власти:
– Кампания необычна уже тем, что несистемная оппозиция стала мелькать на федеральных каналах, чего не было последние годы: мы видим Гарри Каспарова, Бориса Немцова. Это говорит о том, что декабрьские уличные события повлияли на власть.
Представитель оппозиционной общественной организации посетовал, что он ошибался, когда ранее говорил о плюсах для Иркутской области от участия в президентской кампании Дмитрия Мезенцева. С ним не согласился политический обозреватель «ВСП» Дмитрий Люстрицкий:
– Дмитрий Федорович при всех его достоинствах все же интегрирован в корпоративную властную систему. Я думаю, что, безусловно, решение Мезенцева баллотироваться – это поступок, доказывающий преданность корпорации «Власть Российской Федерации». И эти личные заслуги будут зачтены. Другой вопрос, как он их использует – для своих карьерных целей или конвертирует их в плюсы для Иркутской области? Я бы тут не демонстрировал скепсис, потому что мы видим, за предыдущие годы благодаря Мезенцеву регион получил от федерации астрономические деньги.
О плюсах говорил и заведующий межфакультетной кафедрой рекламных технологий и связей с общественностью ИГУ Станислав Гольдфарб.
– Я считаю позитивным сам по себе факт, что Иркутская область зазвучала хоть где-то! Для меня, например, большое счастье, что губернатор наш не станет президентом и останется с нами! Пускай хоть один губернатор доведет все начатое до конца и весь свой срок, положенный по закону, отработает до конца.
Резко выразился Станислав Гольдфарб и об оппозиционных политиках, со многими из которых он общался лично.
– Впечатления у меня о них такие же, как о том количестве голосов, получаемых ими на любых выборах.
Я говорю о Явлинском, Немцове – это напыщенные люди, которых достали из ящика с нафталином, встряхнули, и что-то они нам сейчас пытаются доказать.
И если это считается оппозицией, то мне тогда грустно за державу. Что может сказать Явлинский или Немцов об Иркутской области? Да ничего. Люди нормально работают, думают, как им лучше жить, как больше заработать, в общем, нормальная человеческая жизнь. А то, что происходит в Москве, тоже понятно, там просто градус и курс доллара повыше, там просто граждане привыкли лучше жить, – отметил Станислав Гольдфарб.
Что касается решения ЦИК, то и здесь мнения разделились.
– Считаю, что сейчас на завершающем этапе Дмитрий Мезенцев ведет себя правильно:
надо принять решение центризбиркома и не спорить. Вот почему спорит Явлинский, понятно… Легитимность выборов в глазах Запада без него окажется под сомнением, не случайно он единственный кандидат, за которого подписи собирались за рубежом, – сказал политобозреватель Юрий Пронин.
А вот профессор кафедры социологии социальной работы ИрГТУ Наталья Струк сожалеет, что кандидатуры Дмитрия Мезенцева не будет в избирательных бюллетенях. По ее мнению, исчезла интрига: Мезенцев мог собрать многие протестные голоса избирателей, уставших от одной и той же обоймы кандидатов.
Редактор проекта «Кто есть кто в Иркутске» Максим Зимин выразил неудовольствие российской избирательной системой. Так, по его мнению, невозможно с достоверной точностью собрать два миллиона подписей при выдвижении кандидата в президенты. Он привел в пример США, где сейчас также стартовала президентская кампания. Однако некоторые участники дискуссии тут же оспорили его точку зрения. Дело в том, что в Америке существует сложнейшая система праймериз с невнятными методами подсчета голосов, поэтому ссылаться на опыт Штатов не совсем корректно. Зато экспертов заинтересовали социологические данные, которые привел Максим Зимин. Согласно замерам общественного мнения, проведенным сотрудниками проекта «Кто есть кто в Иркутске», у Дмитрия Мезенцева были отличные шансы получить одобрение избирателей Приангарья.
– Как вы оцениваете работу губернатора Дмитрия Мезенцева? Вариантов ответа «положительно» – 25,5%. «Скорее положительно» – 40,3%. Совокупный рейтинг получается 65,8%! – говорит редактор проекта «Кто есть кто в Иркутске» Максим Зимин.
На предыдущем круглом столе эксперты почти в один голос утверждали, что Дмитрий Мезенцев был выдвинут для того, чтобы основной фаворит избирательной гонки Владимир Путин не остался в одиночестве в случае отказа оппозиционеров участвовать в выборах. Теперь зазвучала другая теория, будто бы губернатора Иркутской области сняли для того, чтобы оппозиция на этом фоне не слишком возмущалась отказу в регистрации Явлинского.
– Может быть, я в русле теории заговора скажу – это трехходовка в контексте тех решений, которые сейчас принимаются в отношении Явлинского и Мезенцева. Мы же все не наивные люди и прекрасно понимаем, что собрать два миллиона подписей без нарушений в нашей стране невозможно, и любого кандидата можно снять, – сказал кандидат исторических наук Александр Гимельштейн.
На следующем круглом столе эксперты решили спрогнозировать, какой процент голосов получит каждый из кандидатов, и возможен ли второй тур выборов. На 15 января, по данным опроса ВЦИОМ, в котором принимали участие 1600 человек из 153 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках России 52% россиян проголосовали бы за Владимира Путина.
[/EXP]