27.01.2012 08:15
Рубрики
Культура
Теги
#книга
27.01.2012 08:15

Книга, читатель, библиотека – как бы встретиться

Александр Карпачев знаком аудитории нашей газеты как обозреватель новинок книжного рынка: его материалы под рубрикой «книга» выходят еженедельно по понедельникам. Еще Александр пишет прозу, он – член Союза российских писателей и читает курс лекций под названием «Современная русская и зарубежная литература» в муниципальных библиотеках области.

– Александр, по какому принципу вы выбирали библиотеки, в которых проходят лекции?

– Когда год назад я предложил министерству культуры и архивов Иркутской области этот проект, то, конечно, понимал, что придется много ездить. Выбрано было 16 библиотек со всего региона, начиная от Шелехова и Ангарска, заканчивая Братском и Тайшетом.

– Сегодня, когда ты побывал с лекциями в большинстве территорий, у тебя уже есть представление о том, как живут библиотеки, чем дышат?

– К библиотекам может быть два отношения. Первое: ой, кому они нужны, кто в них ходит, если я захочу почитать книгу, то куплю ее или скачаю из интернета. Оно преобладает. И второе: библиотеки надо сохранить, обновить их фонды и постепенно превратить в культурно-досуговые центры, где люди не только берут почитать книги, но и общаются вживую. Второе встречается редко. Но именно оно правильное. Во всем цивилизованном мире библиотеки – это культурно-досуговые центры. Но чтобы превратить наши библиотеки в такие центры, нужны усилия и средства.

[EXP]

Самое удручающее впечатление на меня произвело состояние Эхирит-Булагатской межпоселенческой библиотеки в Усть-Орде. Водитель маршрутки высадил меня возле двухэтажного полуразрушенного кирпичного здания и сказал, что это и есть библиотека. Я не поверил: первый этаж в руинах, выбиты стекла, валяются обломки кирпича, только на втором наблюдались признаки какой-то жизни… Мимо проходили две женщины, видя мое замешательство, они спросили, что я ищу, я ответил – библиотеку. Они сказали, указав на здание, что это и есть библиотека, а женщины эти оказались районными библиотекарями, которые приехали на семинар.

Поднялись, помещение не знало ремонта, наверное, лет тридцать. Холод, отопление не работает, на улице минус пять, внутри плюс пять. Лекция у меня рассчитана на час, ну и полчаса на вопросы и общение. Я уже собирался сократить материал вдвое, но библиотекари не согласились, и представляете, мы общались в этих невыносимых условиях два часа. Я увидел, что эти героические женщины в курсе многих книжных новинок, любят и знают литературу, переживают за свое дело.

В Усть-Орде с библиотекой вообще какая-то аномалия, нигде в области я такого не встречал. Например, поселок Залари, двести километров от областного центра. Здание библиотеки недавно отремонтировано, находится оно в центре, недалеко от поселковой администрации. Фонды обновляются, проводятся различные культурные мероприятия. Или вот Свирск – небольшой городок на берегу Ангары. Там совершенно чудная библиотека, где директор воплотила в жизнь то, чему ее учили в институте – в библиотеке не должно быть дверей, и там действительно нет дверей, и читатели чувствуют себя совершенно свободно. И в эту библиотеку ходят за книжками дети мэра города.

В Братске просто огромная библиотека, правда, она расположена в приспособленном помещении – бывшем детском саде. Но площади, и само здание! Коридоры, лестницы, комнаты, такое ощущение, что находишься в огромном семейном особняке. Вот бы где мог получиться отличный культурно-досуговый центр с настоящей домашней обстановкой.

А в Тулуне библиотека вообще находится в здании – памятнике архитектуры. А прямо напротив городская администрация. Близость к власти, как и в Заларях, помогает, в прошлом году библиотека смогла обновить свои фонды практически на полмиллиона рублей. Здесь даже есть отдел редкой книги, где собраны издания XIX века, оставленные проезжими купцами. Я, кстати, тоже дарил библиотекам книги. В моем проекте в качестве спонсора участвовала книготорговая группа «ПродаЛитЪ».

– А что с читателями, почему люди все меньше и меньше читают книги?

– Кроме обзора книжного рынка, анализа литературных направлений и творчества ряда писателей, мои лекции были посвящены и проблемам книгочтения. Снижение интереса к книге обусловлено массой причин, как психологических, так и социальных.

В конце прошлого года вышла любопытная статистика. По заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Левада-Центр» провел опрос «Бумажное и электронное чтение в России». Так вот, выяснилось, что в 2010 году по сравнению с 2009-м доля респондентов, ежедневно читающих художественную литературу на бумажных носителях, снизилась с 13% до 10%. В аналогичной пропорции сократилась и доля тех, кто читает книги хотя бы раз в неделю. Число же тех, кто практически никогда не читает книги, выросло с 34% до 45%.

Кстати, этот опрос рассеял много иллюзий, в частности о большой популярности электронных книг: 72% опрошенных читают только обычные книги, 25% – обычные и электронные, и лишь 3% только электронные.

Тут есть над чем задуматься. Люди перестают читать книги и бумажные, и электронные. Что же вместо этого они делают? Смотрят телевизор, кино, «сидят» в интернете, в основном, в социальных сетях. То есть структурированным знаниям о мире, о своем месте в социуме они предпочитают информационный шум, бессистемный поток слов, сюжетов, историй. Как случилось, что в ХХI веке идеальные знания – рафинированные, концентрированные, основанные на объективных фактах, перестали быть нужными!? Ответ на этот вопрос искали, в частности, на всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». Там как раз были представлены результаты исследований «Левада-Центра», и его руководитель Борис Дубин среди причин продолжающегося падения интереса к чтению выделил «кризис коммуникаций и кризис самоидентификации в условиях отсутствия новых ориентиров в изменившихся социокультурных условиях». И про кризис, и про отсутствие ориентиров – все понятно, только вот что делать, не ясно… Мой проект, ориентированный на сельские библиотеки, наверное, можно расценивать как скромную попытку разобраться в этом самому и помочь другим.

[/EXP]