Умереть – не встать
Состояние ритуально-похоронной отрасли Иркутска вызывает тревогу общественников
Проблемы ритуально-похоронной отрасли обсуждали 19 января участники заседания комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области.
Среди самых наболевших вопросов – продажа информации об умерших в ритуальные агентства врачами и сотрудниками ОВД, удорожание стоимости изготовления могил на городских кладбищах, нечестная конкуренция среди участников рынка и угроза его монополизации.
«Вы уже умерли? Тогда мы идем к вам!»
В Иркутске на данный момент действует более 30 ритуальных служб, и их нездоровая конкуренция в итоге приводит к вопиющим фактам. Врачи и сотрудники органов внутренних дел за деньги сообщают им сведения об умерших. При этом привлечение к уголовной и административной ответственности за продажу информации о смерти в похоронные службы в законодательстве сейчас не предусмотрено.
[EXP]
– Мы устанавливали факты, когда сотрудник полиции непонятно каким образом выбирает телефон ритуальной службы и сообщает туда информацию об усопшем, – сказала заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы региона Наталья Абророва.
– Известны случаи, когда по адресу, где находится покойный, приезжают сразу несколько ритуальных служб и начинают бурно выяснять отношения на глазах у шокированных родственников. Во избежание подобных происшествий необходимо упорядочить действия полиции, скорой помощи и представителей ритуальных служб, – продолжила в свою очередь представитель Некоммерческого партнерства предпринимателей ритуально-похоронного обслуживания Иркутска Лика Орлова.
По некоторым данным, стоимость одной такой справки в Иркутске в среднем равна порядка 4–6 тыс. рублей. Эти расходы коммерсанты компенсируют, естественно, с помощью родственников умерших, увеличивая расценки. В итоге, самые скромные похороны в Иркутске обходятся в сумму порядка 20 тыс. рублей. Но есть ведь и моральная сторона вопроса, когда и без того убитые горем родственники вынуждены становиться свидетелями разборок похоронных фирм, спорящих за право вывезти тело умершего в морг.
– Функции по поднятию тел и доставке их в морги будет осуществлять муниципалитет, – сообщила заместитель мэра Иркутска Елена Войцехович. – Трупы будут вывозиться с мест обнаружения безвозмездно. У нас есть муниципальное предприятие «Ритуал», которое этим займется. Вопрос захоронения либо решат родственники, которые могут обращаться в ритуальные службы, либо, если родственников нет, эти функции берет на себя государство.
Чем поможет ЕДС?
Елена Войцехович также пояснила, что информацию об умерших сотрудники полиции и скорой помощи должны сообщать в единую диспетчерскую информационную службу. Сейчас в Иркутске создана такая ЕДС, которая объединяет участников Некоммерческого партнерства предпринимателей ритуально-похоронного обслуживания Иркутска. Ее представитель Лика Орлова рассказала, как подобная служба работает в Санкт-Петербурге:
– Сотрудники полиции и скорой помощи делают звонок в ЕДС, исключая незаконную передачу сведений об усопших. Там поняли, что для родственников, попавших в трудную жизненную ситуацию, важным является предоставление объективной информации.
Оптимальный механизм, согласились участники заседания, – это создание единой справочной информационной службы, предоставляющей гражданам достоверную информацию об их правах, льготах, особенностях оказания ритуальных услуг, о ритуальных службах, режиме работы кладбищ.
Казалось бы, выглядит все хорошо. Единая диспетчерская служба получает информацию от полицейских и врачей, и за покойником не выстраиваются очереди ритуальщиков. Но не все так просто. Не ясно, на каком основании Некоммерческому партнерству дается такая преференция, тем более, что в его состав входят лишь несколько предприятий, включая МУП «Ритуал».
– ЕДС получит еще больше возможностей, чем отдельно взятый полицейский, ведь вся информация будет стекаться туда. Где гарантия, что эта служба не станет торговать информацией? – задал вопрос член комиссии ОП Константин Пашин.
– Гарантии нет, но сегодня ситуация стала катастрофической. Нужно выстроить механизм работы, а наблюдательный совет, созданный при администрации города, должен осуществлять контроль, – ответила Лика Орлова.
Монополия на смерть
Члены Общественной палаты поинтересовались у чиновников, возможно ли вообще монополизировать этот рынок (как бы кощунственно не звучало это слово), предоставив муниципальному предприятию исключительное право на предоставление всех видов ритуальных услуг. Однако представитель ФАС Наталья Абророва подчеркнула, что при действующем законодательстве это невозможно.
– На сегодня этот рынок – абсолютно конкурентный. Вся стоимость услуги зависит от числа его участников. В законе предусмотрено право гражданина выбирать исполнителя услуги. Создание одной службы, которая будет осуществлять весь комплекс похоронных услуг – абсолютно противозаконно.
На заседании комиссии присутствовали и представители коммерческих ритуальных служб. Они говорили о том, что им уже трудно конкурировать с муниципалами, особенно в таком виде услуг, как изготовление могилы. Дело в том, что земля на кладбище принадлежит муниципалитету, соответственно местная администрация должна координировать с предпринимателями вопросы выделения участков под захоронения.
– Выделение земли на кладбище – полномочия администрации, однако она переложила это на плечи муниципального предприятия, то есть нашего конкурента. В итоге сроки изготовления могил по нашим заявкам могут затягиваться до семи дней. О какой честной конкуренции может идти речь? – выразила точку зрения коммерсантов директор салона ритуальных услуг «Реквием» Оксана Городниченко.
Ясно, что при таких условиях все больше клиентов будет обращаться именно в муниципальное предприятие. А в то же самое время, постановлением мэра Иркутска от 8 сентября 2011 года установлены новые тарифы на ритуальные услуги, оказываемые МУП «Ритуал».
В частности, в зимний период с 16 ноября по 15 мая изготовление могилы (стандартного размера два на полтора метра) на вновь отведенном участке стоит 6531 рубль, в летний – 2329 рубля. Для сравнения, в 2009 году тариф в любое время года был равен 4084 рубля и включал в себя не только рытье могилы, но и процесс захоронения. К тому же родственники вынуждены платить еще и за содержание могилы, зимой это 299 рублей, а также почему-то за сам прием заказа – 608 рублей. По крайней мере, это видно из квитанции оплаты услуг по погребению пожилой жительницы Иркутска, которую ее родственники предоставили нашему корреспонденту. Стоит учитывать, что данные расценки касаются лишь четырех городских кладбищ. Предать земле родных в Иркутском районе, пожалуй, за исключением Куды, гораздо дороже. Больше придется выложить денег и за подхоронение рядом с близкими.
– Цены муниципального предприятия таковы, что коммерческие организации могли бы оказывать эту же услугу гораздо дешевле. Но у нас мало возможностей. В итоге страдают люди. Нам нужна помощь Общественной палаты для решения этой проблемы. Для сравнения, в Красноярске на кладбище изготовлением могил занимаются 26 организаций. Там есть конкуренция, а значит, потребители могут сделать выбор, – уверена сотрудник «Реквиема».
Общество ждет ответа власти
У членов Общественной палаты возник резонный вопрос, чем вызвано повышение цен. Представители администрации Иркутска пообещали дать официальный ответ позже. Общественники, памятуя о том, что на прежнее письмо палаты по проблемам похоронного бизнеса, направленного в мэрию, им не ответили, решили на этот раз обратиться напрямую к главе города. Также участники встречи подготовили ряд предложений: принять программу по совершенствованию и развитию ритуально-похоронного дела в Иркутске, создать в администрации конкретный орган, ответственный за эту сферу, четко проработать деятельность диспетчерской службы, определить порядок управления кладбищами, создать механизм контроля их состояния. Отдельно в проекте говорится о защите конкуренции. Дабы не было злоупотреблений доминирующим положением на рынке, предполагается проведение конкурсов на различные виды ритуальных услуг. Было также высказано мнение о том, что необходимо выработать систему стандартов и регулирования этого вида деятельности с определением критериев для ритуальных агентств и принятием Кодекса похоронного дела. Пакет предложений будет направлен в исполнительные и законодательные органы власти, которым и предстоит принять соответствующие решения.
[/EXP]