На сцену нужно стремиться!
Иркутские студенты института имени Б. Щукина учатся создавать образы
Проявлять характер своих героев в небольших этюдах учатся студенты второго курса заочного отделения актерского факультета Театрального института имени Б. Щукина.
Напомним, целевой курс был набран Иркутским академическим драмтеатром имени Н.П. Охлопкова. Его руководителями стали режиссер-педагог института имени Б. Щукина Владимир Поглазов и художественный руководитель драмтеатра Геннадий Шапошников.
Сейчас на курсе учатся десять человек. Сегодня они в костюмах конца XIX века, приближенных к тем, в которых могли ходить герои «Бабьего царства» Антона Чехова, пытаются вжиться в образ людей той эпохи. Оценивает проделанную работу и дает профессиональные советы педагог курса, московская актриса тетра и кино Елена Одинцова:
– Не бойтесь негативного опыта, это все не зря, и тот, кто на сцену выходит в этюде – молодец, кто отсиживается в зрительном зале, совершает ошибку, – обращается она к ребятам.
– Плохой опыт вы тоже будете использовать в своих этюдах, только так идет накопление мастерства. На сцену нужно стремиться!
Елена Одинцова рассказала, что по системе, которая отработана Вахтанговской школой, первые полтора года идет обучение основным разделам актерского мастерства. Сначала студенты осваивают упражнения на память физических действий, изучают, что такое физическое самочувствие, перемена отношений к месту действия, к партнеру, учатся входить в предлагаемые обстоятельства.
– Почти весь первый раздел – это «я» в предлагаемых обстоятельствах, – рассказала Елена Одинцова. – На втором курсе мы начали с наблюдений – это первый шажок к созданию образа на сцене, второй шаг – уникальный раздел нашего театрального института – работа над образом на основе литературного материала. Мы взяли несколько рассказов Антона Павловича Чехова – «Бабье царство», «Дом с мезонином», «В ссылке» и другие. Это колоссальная разница во времени, и современным студентам погрузить себя в обстоятельства людей, которые живут в конце XIX века, сложно, но тем и интересно, это расширяет их кругозор, обогащает знаниями, опытом. Я думаю, это в жизни им пригодится.
[EXP]
Каждый студент работал над двумя диаметрально противоположными образами из «Бабьего царства» и других рассказов Антона Чехова. На основе сюжета ребята фантазируют возможные ситуации, в которых мог оказаться его персонаж. Играют этюды, в которых стараются действовать в логике и характере своего персонажа. Наиболее удачные этюды они представили на экзамене.
– В результате по нашей системе ребята учатся искать образ, работать над ролью, – пояснила Елена Одинцова. – Если они покажутся нам вполне убедительными на экзамене, возможно, из этого родится спектакль.
Делясь впечатлениями от своих учеников, Елена Одинцова отметила, что они мало чем отличаются от студентов вообще. Кстати, когда ее пригласили преподавать в Иркутске, она сразу согласилась:
– Наш педагог в институте Владимир Петрович Поглазов пригласил меня вместе с ним разделить участь сибирской ссылки, – пошутила Елена Одинцова. – Я сразу согласилась, потому что вряд ли бы я попала в ваш регион по другому поводу, и вот, я приезжаю сюда уже в который раз. Конечно, я погуляла по городу, мне очень нравится его старая часть – деревянная застройка. Единственное, мне все время не везет с погодой, когда я приезжаю даже осенью, очень холодно. Поэтому теперь мне хочется посмотреть Байкал, когда будет тепло. Я уже ездила на озеро. Впечатление сильное! Сибиряки мне нравятся своей душевной теплотой и открытостью.
Елена Одинцова рассказала, что сейчас она не снимается в кино и мало играет в театре, потому что целиком посвятила себя преподаванию:
– Учебный процесс меня очень увлекает, ведь ты сразу видишь отдачу. С каждым новым студентом приходит новый опыт знания жизни. Каждый отрывок для меня – новая страница в жизни, потому что каждый студент по-своему уникален. Новый характер, другая судьба. Для чего-то сталкиваемся в работе, и происходит взаимообогащение.
Нравится актрисе и иркутский драматический театр:
– У вас очень крепкий основательный театр, у него богатая история, хороший актерский состав. Театру повезло, что им руководят люди, которые фанатично ему преданы, в частности, я имею в виду Геннадия Викторовича Шапошникова. Ему не все равно, как подготовлены артисты, как они профессионально оснащены. У него есть цель, есть своя идея. И в то же время он не боится приглашать других режиссеров, открывает новые площадки. Вот, набрал курс, чтобы «влить в труппу новую кровь». Это все шаги человека неравнодушного.
Педагоги надеются, что воспитают достойное поколение артистов для иркутского драмтеатра, а пока студенты продолжают стремиться на сцену.
[/EXP]
СПРАВКА:
Елена Одинцова родилась 4 октября 1973 года в Туле. Окончила иркутскую музыкальную школу по классу фортепиано. Интенсивно изучала немецкий и английский языки. В1996 году поступила в высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при театре Вахтангова на актерский факультет. В 2000 году окончила его с отличием и была приглашена Константином Райкиным в театр «Сатирикон». В 2006 году поступила на кафедру актерского мастерства в Театральный институт имени Б. Щукина в качестве педагога-стажера. Сделала свой первый педагогический отрывок со студентами цыганской студии. В настоящее время продолжает работу в качестве педагога по актерскому мастерству. Также участвует в проектах центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина.