01.02.2012 08:15
Рубрики
Культура
01.02.2012 08:15

От «Риголетто» к «Моцарту и Сальери»

В Иркутской филармонии состоится концертное исполнение опер

Арии этой оперы Джузеппе Верди давно разорваны на цитаты и широко исполняются во всем мире. Наверняка даже далекие от серьезной музыки люди смогут напеть самую знаменитую «Сердце красавиц склонно к измене».

Теперь у иркутян появилась возможность услышать оперу целиком в исполнении лучших солистов мира. Открыть для себя полную чувств и трагических случайностей историю шута «Риголетто» можно в Иркутской областной филармонии, где 4 и 5 февраля состоится концертное исполнение оперы.

– «Риголетто» – это вершина музыкальной драматургии, опера входит в десятку лучших в мире, – считает художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра и дирижер проекта Илмар Лапиньш. – Мы не случайно исполняем оперу два раза, ведь это очень большая и серьезная работа оркестра, хора и солистов. Но я думаю, что в Иркутске есть столько потенциальных слушателей этого произведения, и зал будет наполнен. Ведь наша публика особая, начало положено декабристами и не прекращавшейся интенсивной интеллектуальной жизнью города. Поэтому выступать для нее так ответственно и приятно.

Иркутская публика на этот раз не подвела маэстро, ведь на 27 февраля было продано уже более половины билетов на концерты. И это не случайно, ведь в качестве солистов в опере выступят уже знакомые иркутской публике сопрано Анастасия Привознова из Москвы, меццо-сопрано Елена Кононенко и бас Фернандо Араужо из Зальцбурга, тенор Евгений Иганс из Риги, а также Петр Бучков – ведущий бас Софийского оперного театра. Небольшие роли в опере исполнят солисты Иркутского музыкального театра. Кроме того, вместе с Губернаторским симфоническим оркестром выступит Иркутский камерный хор Елены Залепо, который обеспечивал хоровое сопровождение «Царской невесты».

– В этой постановке интересно то, что музыка Джузеппе Верди будет исполняться от начала до конца, тогда как в советское время ее почти всегда играли с купюрами, – отметил Илмар Лапиньш. – Изюминка также заключается в том, что в опере «Риголетто» задействован только мужской хор, а поющие мужчины – это, как известно, большая редкость, они работают то в одной церкви, то в другой, но Елена Залепо делает все, чтобы обеспечить хороший уровень исполнения.

По словам организаторов, работа над проектом ведется полгода. Все солисты уже выучили свои партии. В Иркутск они приедут в начале февраля и начнут репетиции с пианистом, тогда как Илмар Лапиньш завершит репетиции с оркестром и хором. Потом все музыкальные линии сведут воедино.

– Такой проект можно осуществить в столь короткий срок, когда оркестр в форме, – отметил директор Иркутской областной филармонии Дмитрий Поблинков. – Наш оркестр собран и может за два-три дня подготовить произведение такого уровня, и все это благодаря той работе, которая проделана маэстро по поднятию художественного уровня коллектива.

Однако Иркутская филармония пока может осуществить только концертное исполнение оперы, причина – в стесненных условиях сцены, на которой с трудом одновременно разместятся оркестр, хор и солисты.

– Концертное исполнение – это когда вы приходите в театр, а артисты не передвигаются по сцене, а читают, в данном случае поют, пьесу с листа, – пояснил Илмар Лапиньш. – На сцене нет действия, декораций и костюмов.

– Но это ни в коей мере не умаляет достоинства данного сценического произведения, – подчеркнул Дмитрий Поблинков. – Когда мы говорим о реализации оперы в декорациях и костюмах, это должна быть безукоризненная постановка, где сочетаются все виды искусств, и, к сожалению, во всем мире не так много сцен, где удается это реализовать. Даже в Ла Скала и Большом театре не каждая опера вызывает отклик у зрителя. Поэтому многие концертные исполнения опер более выигрышны именно с музыкальной точки зрения. Недавно мы были на фестивале памяти Мстислава Ростроповича, который организует Галина Вишневская, в программе было концертное исполнение оперы «Отелло». Поверьте, это было великолепно, потому что человек, слушая это исполнение, сосредотачивается исключительно на музыке, не отвлекаясь на детали.

Кстати, после реализации проекта «Риголетто» филармония в начале мая приступит к постановке «Моцарта и Сальери» Николая Римского-Корсакова. Работать над проектом в качестве дирижера будет уже полюбившийся иркутским меломанам главный дирижер Берлинского симфонического оркестра израильтянин Лиора Шамбадал.

– Известно, что в постановке половину сцены займет оркестр, а на другой будет происходить действо, – рассказал Илмар Лапиньш. – Ведь у Римского-Корсакова всего два действующих лица: тенор – Моцарт, бас – Сальери и небольшая мимическая роль – слепой скрипач. Кстати, в редакции Шамбадала добавятся две моцартовские арии для колоратурного сопрано и увертюра Сальери. Так что постановка «Моцарта и Сальери» в Иркутской филармонии будет довольно новаторской вещью.  

СПРАВКА:

Опера в трех актах Джузеппе Верди была написана в 1850–1851 годы по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Пьеса была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Драматургия Гюго привлекла Верди яркими романтическими контрастами, бурным столкновением страстей, свободолюбивым пафосом, напряженным, динамичным развитием действия. Верди по-своему трактовал образы Гюго, что вызвало протест со стороны писателя. По требованию цензуры исторический король был заменен неким герцогом, а безобразный шут Трибуле – Риголетто. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в веницианской Ла Фениче.