Сибирский Апостол Америки
Деревня Анга Качугского района, которую верующие считают христианской святыней – родина святителя Иннокентия Вениаминова.
Священник на Уналашке, настоятель Новоархангельского собора, владыка Камчатский – апостол Америки и Сибири, митрополит Московский и Коломенский – такие титулы носил при жизни святитель.
Иннокентий Вениаминов (в миру – Иван Попов) почти полвека распространял православную веру в Приамурье, Якутии, на Камчатке, Алеутских островах, Аляске. Он крестил десятки тысяч человек, строил храмы, основывал школы.
После себя Иннокентий Вениаминов оставил большое этнографическое наследие о быте и нравах населения русской Америки.
Духовный подвиг пастыря
Родился великий святой 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском у пономаря церкви Евсевия Попова. Ване Попову не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. В шесть лет у Вани умер отец. Мать, имея на руках еще троих маленьких детей, отдала Ваню на воспитание брату покойного мужа – Димитрию Попову. В девять лет мальчика определили в Иркутскую духовную семинарию. В 1814 году новый ректор духовной гимназии решил переменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В 1821 году он был рукоположен в священники.
В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова, входившие тогда в состав русских владений. Никто из духовенства ехать не хотел, вспоминают историки. 7 мая 1823 года отец Иоанн Вениаминов по собственному желанию вызвался ехать.
– Это был духовный подвиг, – говорит священник Иркутской епархии иерей Стефан Бажков, – представьте, в какое трудное и далекое путешествие он отправился со всей семьей – женой, сыном.
Прежде священник заехал на свою родину, в село Ангинское, а оттуда по Лене добрался до Якутска. Затем путь лежал в город Охотск, на побережье Охотского моря. 29 июля 1824 года, более чем через год, семья благополучно прибыла на место.
Остров Уналашка, где поселился отец Иоанн, принадлежит к группе Алеутских островов. Эта территория, вместе с прилегающей Аляской, была открыта русскими в половине XVIII столетия и вскоре объявлена владениями России. Заселение ее русскими промышленниками, привлекаемыми богатым пушным промыслом, происходило с конца XVIII века. Одновременно началась и проповедь христианства среди туземцев.
Первым делом отец Иоанн Вениаминов стал строить храм, обучая алеутов плотницкому, столярному и другим ремеслам. Помимо Уналашки, священник часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя слово Божие среди некрещеных.
Священник написал для алеутов азбуку, перевел Евангелие от Матфея, учил грамоте. Отец Иоанн усердно изучал быт своей паствы и даже написал труд «Записки об островах Уналашкинского отдела».
Служба на Уналашке длилась десять лет. Все жители острова были обращены в христианство. Труды и подвиги отца Иоанна Вениаминова не могли остаться незамеченными со стороны русской церкви. Он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке.
22 августа 1834 года он прибыл на остров для просвещения народности колошей. Отец Иоанн также изучал их язык и обычаи. В период его миссионерства на острове началась эпидемия оспы, от которой колоши умирали в большом количестве. Русские миссионеры, прививая от оспы коренных жителей острова Ситху, спасли их от гибели.
За пять лет служения на Ситхе отец Иоанн создал книгу о местных языках и наречиях, которая, как и грамматика алеутского языка, обогатила науку.
От миссионера до митрополита
25 июня 1839 года священник прибыл в Петербург, где узнал о кончине своей супруги. 19 ноября 1840 года отец Иоанн постригся в монахи с наречением Иннокентием, в честь святителя Иркутского.
15 декабря 1840 года он был возведен в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, став затем архиепископом. В последующие годы Иннокентий Вениаминов совершил поездки по огромной епархии, которая включала в себя часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.
В 1858 году вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о пограничных вопросах.
– Иннокентий Вениаминов был одним из тех, кто занял активную позицию размежевания с Китаем. Мы могли утратить Дальний Восток, если бы вопросы с границами не были своевременно решены. В результате успешных переговоров в городе Айгуне был заключен новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешел к Российской империи, – рассказал иерей Стефан Бажков.
В 1858 году Вениаминов переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По проекту и при участии священника в городе были построены кафедральный храм и Никольская церковь.
5 января 1868 года Иннокентий Вениаминов был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.
«Прочитав депешу, он дивился собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви – митрополитом Московским!» – вспоминают современники.
25 мая 1868 года вечером огласивший всю Москву колокольный звон возвестил о прибытии в столицу ее нового архипастыря. На другой день высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, вступил в Большой Успенский собор, на ступенях которого произнес речь, исполненную истинного смирения.
Ему было уже более 70 лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и решимости в служении христианской вере. С целью проповеди Евангелия на окраинах России иерархом было учреждено миссионерское общество. Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.
31 марта 1879 митрополит Московский скончался. Тело почившего было предано земле рядом с могилой митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре.
Народная тропа
Два года назад было принято решение на родине Иннокентия Вениаминова в селе Анга построить международный духовно-просветительский центр. Инициаторами учреждения центра выступили архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и писатель Валентин Распутин. В книге «Сибирь, Сибирь…» Валентин Распутин написал: «Среди огромного исторического и культурного наследия нашей страны личность и деяния великого православного подвижника, миссионера и ученого Иннокентия (Вениаминова) занимает особое место. Он был патриотом и человеколюбом, много трудов положил на просвещение народов. Надо потрудиться по его примеру – и построить храм».
Проект создания просветительского центра поддержало областное правительство, меценаты. Общими силами удалось отреставрировать усадьбу святителя, в Анге идет строительство часовни имени православного святого.
– Имя Иннокентия Вениаминова сегодня недостаточно известно, особенно молодому поколению, – говорит иерей Стефан Бажков. – Важно, чтобы сами верующие сердцем тянулись к изучению его биографии и наследия.
Для популяризации имени и деяний Вениаминова иркутский священник, протоиерей Евгений Старцев с группой православных несколько лет проводит крестный путь по местам миссионерской деятельности святителя Иннокентия.
– В прошлом году путешествие было связано с Камчатским краем. С Божьей помощью в этом году крестный ход продолжится на американском побережье, в бывших колониях русской Аляски, – рассказал «Областной» отец Евгений.
К месту рождения великого святого тропа народная не заросла. Но 20 км к дому святителя в Анге паломники добираются по разбитой дороге – много лет тут не могут положить асфальт.
При подготовке материала использована литература «Жизнеописание Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски», «Творения Иннокентия, митрополита Московского собраны И. Барсуковым», а также информация с сайтов Русской епархии и Седмица.Ru