Секрет успеха
Решение квартирного вопроса помогло привлечь в Усть-Удинский район 10 молодых врачей
Коридоры усть-удинской поликлиники заполнены людьми. Самая большая очередь у кабинета хирурга. На дверях табличка, извещающая, что прием ведет доктор Ильин Д.И.
Просьба зайти в кабинет без очереди вызывает бурю негодований:
– Никуда вы не зайдете! Только после меня! Мы специально ехали за тридцать километров, чтобы попасть именно к Дмитрию Иннокентьевичу!
– Так нам же не на прием! Нам только сфотографировать! Нас же доктор смотреть не будет!
– Все равно! – звучит категоричный отказ, через некоторое время, впрочем, нарушаемый любопытным вопросом:
– А для чего снимать-то будете? В газету?! Тогда проходите, конечно, напишите про нашего доктора, он у нас хороший и замечательный!
Поговорить с хорошим и замечательным доктором все равно не удается. В ЦРБ привозят больного с острым приступом аппендицита. Дмитрий Ильин спешит с приема прямо на операцию. Ситуацию спасает его жена Светлана – врач клинической лабораторной диагностики: она рассказывает нам о том, почему семья молодых специалистов оказалась в Усть-Уде.
– Разумеется, в первую очередь из-за жилья. Главный врач ЦРБ нас уже года четыре уговаривал переселиться, обещал решить квартирный вопрос. Дело в том, что я сама родом из Усть-Уды, Дима – из Братска. Вот и поехали.
Светлана приглашает нас в гости.
– Дом и вправду дали?
– Конечно. Его на момент нашего приезда уже построили. Нам остались только отделочные работы. Предлагали сделать и их, но мы отказались, решили «косметику» доделаем сами. И обои выберем по своему вкусу, и цвет линолеума.
– А дом у вас благоустроенный?
– Благоустройством мы тоже занимались сами. Установили бочку на полтора куба – вода-то привозная, насос, водонагреватель, сделали душ. Есть у нас свой бойлер, выгребная яма. В общем, полные удобства, нам нравится.
За беседой незаметно добрались до нового дома Ильиных. Из-за забора доносится заливистый лай.
– Не обращайте внимания, – отмахивается Светлана. – Это Бездомыш. Подобрали беспородного щенка на улице, вырастили. Никакой охраны от него, одна доброта! Самое большее, на что он способен – облизать и хозяев, и чужих с головы до ног.
Добротный одноэтажный дом, площадью не менее 100 кв. м, состоит из просторной гостиной, спальни, уютной кухни и кабинета, который, по словам хозяйки, они впоследствии планируют переоборудовать в детскую. К дому прилегает приусадебный участок – большой, соток в двадцать.
– Огород – это, конечно, замечательно, – вздыхает хозяйка, – но трудно при нашей-то загруженности. Его же содержать нужно, пропалывать, а времени катастрофически не хватает. Конечно, стараемся, чтобы земля не пустовала. Клубнику посадили, нынешним летом ждем первого урожая. А еще у нас растут кедры и елки, их мы не стали вырубать, пусть остается красота.
Светлана рассказывает, что дом, в котором они живут – собственность муниципалитета. Они платят за его аренду ежемесячно две тысячи рублей.
– Более того, в договоре прописано, что если муж, на которого оформлен договор аренды, перестанет по каким-то причинам работать в больнице, дом забирает муниципалитет, а я, жена, обязуюсь его освободить в течение трех дней, – объясняет Светлана.– Мы знаем, что в других территориях договором предусмотрены другие условия: если молодые специалисты проработают 5–10 лет в территории, дом переходит в их собственность, У нас, к сожалению, такого нет.
Мы пообещали прояснить у мэра этот вопрос, дабы компенсировать хозяйке бесцеремонное вторжение.
– Скажите, а подъемные вам платили?
– Дима на момент приезда, три года назад, считался молодым специалистом. Получил 110 тыс. рублей. На них и делали ремонт дома.
– По городской жизни не скучаете?
– Пока нет, – смеется Светлана. – Для мужа здесь в профессиональном плане просто рай. Невозможно стать настоящим врачом без практики. В том же Иркутске он бы все это время в лучшем случае ассистировал, а здесь самостоятельно выполняет сложнейшие операции. Например, уже в первый год работы пришлось делать трепанацию черепа. Случилось это в День медика, 20 июня. Привезли 17-летнюю девушку с черепно-мозговой травмой. Дима и его коллега, однокурсник Михаил Крыс, ее прооперировали, всю ночь в больнице провели. Через неделю санавиация прибыла, так доктора, осмотрев больную, просто зааплодировали, настолько грамотно все было сделано! На хирургическом столе у Димы, тьфу-тьфу, за три года никто не умер. Это, сами понимаете, показатель!
– Понятно, Дмитрий в профессиональном плане здесь выигрывает, а вы?
– Со мной сложнее. Я работаю в лаборатории. В университете нас учили на современных аппаратах, а здесь оборудование старое, приходится, делая анализы крови, в микроскопе считать «вручную» эритроциты, лейкоциты. Нам даже не показывали в университете, как это делать! Конечно, я отстаю от своих городских коллег, но ведь кто-то должен этим заниматься и здесь? Я первый врач, работающий в местной лаборатории, до этого здесь только медсестры были.
– Скажите, жизнь ведь состоит не только из одних будней. Как вам здесь живется? Не скучно? Есть с кем общаться?
– Первый год было скучновато. Мы стали первыми переселенцами. А сейчас нас целая «могучая кучка»! Однокурсник Димы, тоже хирург Михаил Крыс, его жена Алена – гинеколог. Оба молодые специалисты. Мария Машкова – педиатр. Она сама местная – из деревни Молька, закончила интернатуру, вернулась в Усть-Уду. Еще один гинеколог Ксения Пахно. В сентябре приехал молодой невропатолог Павел Крупский. У него жена психолог. Мы вместе не только обсуждаем рабочие проблемы, но и дружим семьями. Вместе проводим выходные, ездим отдыхать. Летом у нас красота, видели, какая река? Шашлыки, палатки, песни у костра. Павел профессионально увлекается йогой, и нас всех заинтересовал своим хобби.
– И всем им тоже дали жилье?
– Да. Михаилу и Алене строят дом. Сруб уже поставлен. Весной, когда он осядет, будут достраивать. Маше дали благоустроенную квартиру. Для Ксении дом приобрели на вторичном рынке. Павлу в самом скором времени тоже обещают купить квартиру.
– Светлана, в вашей семье были врачи?
– По моим стопам пошла сестра. Она – педиатр. А муж – потомственный врач.
– Вы бы хотели, чтобы ваши будущие дети выбрали эту профессию?
– Для собственных детей я бы, наверное, хотела жизнь полегче. Это такая ответственность! Да и зарплата небольшая. Чтобы хоть как-то крутиться, оба работаем на две ставки. У Димы еще ночные дежурства и совмещения. А вообще, решать им самим. Будет желание – пусть идут в медицинский. Отдача от профессии врача тоже ни с чем не сравнима!
Послесловие
Помятуя об обещании, мы обратились за разъяснениями к мэру Усть-Удинского района Владимиру Денисову:
– Возможна ли приватизация дома семьи Ильиных, и не окажутся ли они на улице, если вдруг по каким-то причинам перестанут работать в ЦРБ?
– Разумеется, нет, – подтвердил руководитель территории. – Такого в нашей практике не было. У нас был прецедент, когда семья докторов, проработавшая в больнице девять лет, получила возможность приватизировать муниципальную собственность. Так же мы поступим и с этой семьей. Районная дума занимается в настоящий момент данным вопросом, и он будет урегулирован.
По словам Владимира Денисова, программа по привлечению молодых специалистов работает в территории пять лет. Согласно ей, выплачивают подъемные и предоставляют жилье. Только за два последних года, благодаря принятым мерам, удалось привлечь в район 10 квалифицированных врачей.