10.02.2012 08:15
Рубрики
Экономика
10.02.2012 08:15

Мясо из Гондураса

Иркутская область обеспечивает себя мясным сырьем на 56%

Вопросы обеспечения Приангарья мясом местного производства, а также закупки сырья в соседней Монголии поднимались недавно на заседании правительства региона.

В настоящее время Иркутская область обеспечивает себя мясом лишь на 56%. Доля импорта остается высокой, а это уже угроза продовольственной безопасности.

Такая ситуация наблюдается в целом по России. Доля импортного мяса в товарных ресурсах страны составляет, по имеющимся оценкам, около 40%. Превышение максимально допустимого с точки зрения продовольственной безопасности порога – 2,7 раза.

По данным министерства сельского хозяйства Иркутской области, в 2011 году в Приангарье были получены положительные результаты по производству мяса всех видов: хозяйства региона произвели его 142,7 тыс. тонн, что на 4,6% больше, чем в 2010-м.

В 2012 году планируется довести объемы производства до 147, 6 тыс. тонн и обеспечить регион мясом на 61,3%. Тем не менее, этого недостаточно. К тому же из 142, 7 тыс. тонн прошлого года примерно 40% составляет мясо птицы.

– Поголовье скота сокращается, и тому есть объективные причины. Это и старение населения – молодежь неохотно занимается животноводством, и вопросы организации выпаса, и проблемы, связанные с заготовкой кормов личными подсобными хозяйствами, – отметил заместитель министра сельского хозяйства региона Кузьма Алдаров. – Есть программа, согласно которой планируется к 2014 году полностью обеспечить Приангарье мясом птицы. По свинине и говядине ситуация сложнее – себестоимость производства высока. Кроме того, конкретно говядиной до последнего времени у нас никто специально не занимался. Это был как бы побочный продукт молочного животноводства. Сейчас ряд хозяйств специально приобрели довольно неприхотливые породы; калмыцкую и казахскую белоголовую, чтобы заниматься производством говядины целенаправленно.

[EXP]

В Иркутской области разработана программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности на 2012–2014 годы», которая предусматривает три направления, в том числе развитие мясной переработки и строительство логистических центров. Документ уже прошел отбор в Минсельхозе РФ, но каково будет финансирование, пока не ясно.

Недавно в министерстве сельского хозяйства области состоялось совещание с участием крупных мясоперерабатывающих предприятий. Речь шла в целом о проблемах мясной отрасли и, в частности, о взаимодействии с монгольскими партнерами – поставщиками сырья.

Ввоз мяса из Монголии нередко находится под запретом – не все аймаки благополучны в плане ящура. Ежегодно ветеринарная служба направляет туда своих специалистов на период забоя скота. Но есть и другие проблемы: в последнее время монгольские сдатчики мяса стали объединяться и удерживать высокие цены. В итоге, ввоз мяса из этой страны не всегда экономически оправдан.

В целом из Монголии в Иркутскую область в год ввозится 2–2,5 тыс. тонн конины и говядины. Конина не квотируется, нужно только платить пошлину и ввозить. А вот с говядиной все гораздо сложнее.

Квоты на импорт мяса были введены правительством в РФ в 2003 году.

Сделано это было для защиты российского рынка и поддержки отечественных производителей. На деле, по словам мясопереработчиков, цены на сырье повысились процентов на 30. Также это привело к монополизации рынка: небольшие предприятия не смогли конкурировать с крупными и закрылись.

Каждый год правительство страны определяет, сколько мяса будет ввезено в Россию из-за рубежа. В нынешнем году это 530 тыс. тонн говядины и около 400 тыс. тонн свинины. Квоту распределяют между получателями с помощью специальных расчетов: учитывается, сколько мяса ввез тот или иной комбинат в предыдущий период, определяется его удельный вес в общем объеме ввоза.

– Вот выделили, к примеру, квоту на всю страну, на 300 компаний-импортеров: привезти определенный объем мяса из Гондураса. А как это сделать компании из Сибири? Это практически невозможно. Если была выделена квота на Гондурас, а мясо не привезли, значит, все – эту квоту потеряли и больше никакого Гондураса не видать. Взять мясо, где хочешь, нельзя. Есть вариант купить квоту у другого держателя, либо ввезти сырье сверх квот, но это облагается дополнительным налогом: 50% от стоимости контракта по говядине и 40% – по свинине, – рассказал генеральный директор ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат «Ангарский» Сергей Матусевич.

Таким образом, основными получателями квот стали предприятия Москвы и Санкт-Петербурга – там проще с логистикой.

Казалось бы, Иркутской области сам Бог велел сотрудничать с Монголией. Но и здесь не все просто. Квоту на ввоз опять-таки нужно получить. А если страна закрыта по ящуру, квота пропадает – даже уважительные причины в этой системе в расчет не принимаются. Не ввезли – потеряли. Также существуют проблемы с доставкой груза. Из Монголии теперь это дешевле сделать автомобильным транспортом, чем железной дорогой. Причем дешевле в полтора раза.

– А вот представьте: нужно вывезти груз из Коста-Рики. В этом году Россия закупает там мясо по квоте. Это надо довезти груз до морского порта, потом зафрахтовать корабль, затем транспортировать по железной дороге. Все это практически нереально. Сколько лет существуют квоты, никто в них толком разобраться не может. Но постановление правительства страны все выполнять обязаны, тут уж ничего не поделаешь, – отметил Сергей Матусевич.

В целом емкость мясного рынка Иркутской области составляет порядка 142 тыс. тонн в год: из дальнего зарубежья поступает свыше 30 тыс. тонн. Однако полной и достоверной информации о ввозимом сырье нет. Так, по данным регионального отдела государственного пограничного ветеринарного контроля, в 2011 году в Приангарье ввезли из-за рубежа и субъектов РФ 63 тыс. 751 тонну мяса. Но это только то, что прибыло авиатранспортом и по железной дороге. Большая же часть завозится автотранспортом, в рефрижераторах.

Получить полную картину происходящего на мясном рынке довольно сложно. Однако есть надежда на изменение ситуации. Минсельхоз РФ ставит задачу: постепенно уменьшать квоты на импорт и увеличивать собственное производство.

В Иркутской области призыв услышан. В частности, помимо действующей программы развития мясного скотоводства разрабатывается отдельная – по Ольхонскому району. С инициативой вышли сами фермеры. Крупные мясопереработчики тоже стараются наладить собственное производство сырья. Есть вероятность, что доля обеспеченности населения Приангарья местным мясом в этом году все-таки возрастет.

[/EXP]