Приангарье готовится к выборам президента
Кроме web-камер, в регионе впервые используют прозрачные ящики для голосования
Избирательная кампания по выборам президента России подходит к завершающей стадии.
До дня голосования – 4 марта – осталось меньше месяца. Сейчас идет период предвыборной агитации. За весь период президентской гонки в облизбирком не поступило ни одной жалобы. О том, как Иркутская область готовится к выборам, газете «Областная» рассказал председатель Избирательной комиссии региона Виктор Игнатенко.
Камеры будут, но не везде
– Виктор Васильевич, на этот раз для обеспечения прозрачности выборов было решено установить на избирательных участках web-камеры. Как у нас идет работа в этом направлении, и будут ли обеспечены камерами отдаленные районы?
– Web-камеры устанавливает «Ростелеком», процесс уже начался и к 20 февраля должен завершиться. Камеры появятся на большинстве участков, за исключением тех, где будет проводиться досрочное голосование, то есть в труднодоступных районах. Также видеонаблюдения, по понятным причинам, не будет в лечебных учреждениях (там оборудуют пять участков), следственных изоляторах (шесть), домах престарелых (десять). Из всех воинских частей участки без камер оборудуют только в одной.
Плюс ко всему есть населенные пункты, где полностью отсутствуют какие-либо общественные здания, и голосование приходится проводить в жилых домах. Там камеры установить невозможно, потому что это частная собственность. Всего таких домов по области 11. Таким образом, камеры и оборудование, которое позволит транслировать происходящее в интернет, появятся на более чем 1,1 тыс. избирательных участках региона. Еще на 722 участках вместо трансляции будет идти запись. И где-то около ста останутся без видеонаблюдения.
– Как будет все это организовано в техническом плане?
– На каждом избирательном участке установят по две камеры. Одна будет снимать место выдачи бюллетеней, вторая должна быть направлена туда, где предполагается подсчитывать голоса. Каждый участок должен быть оснащен ноутбуком и антивандальным ящиком. В ящике под замком будут храниться процессор, модем, то есть оборудование, необходимое для функционирования web-камер. В день голосования система заработает автоматически, с помощью дистанционного управления из диспетчерского пункта. Доступа к записывающему устройству не будет. А по итогам появится столько часов записи, что одному человеку не хватит жизни, чтобы все просмотреть. Храниться данные будут год, так же как избирательные бюллетени.
– Несмотря на то что участки оснастят web-камерами, за процессом по-прежнему будут следить наблюдатели, в том числе международные.
– Двое международных наблюдателей, представляющих ОБСЕ, уже приехали – это Аппель Катарина Мария из Голландии и Ховганисян Арег из Армении. Они следят за процессом в целом, уже побывали в Ольхонском, Баяндаевском районах, еще в ряде территорий. Позже прибудут краткосрочные наблюдатели, которые конкретно контролируют процесс голосования.
КОИБы и прозрачные ящики
– Было заявлено, что на организацию президентских выборов в Иркутской области будет выделено 170 млн рублей. Как распределяются эти средства?
– Финансирование всегда рассчитывается на два тура. Если повторных выборов не будет, деньги возвращаются в бюджет. Средства идут на авиатранспорт, связь, изготовление тиража бюллетеней, оплату труда сотрудников избиркомов.
– Печать бюллетеней уже началась. Они как-то отличаются от тех, что использовались во время президентских выборов 2008 года?
– Да. Мы печатаем два вида бюллетеней формата А4, где фамилии кандидатов указаны в алфавитном порядке. Отличаются они друг от друга в основном размером прямоугольника, отведенного под защитную марку. На тех участках, где будут использоваться комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), под маркой Гознака должна быть четко видна печать, чтобы аппарат мог считать номер избирательного участка. Всего будет изготовлено 1,9 млн бюллетеней.
– КОИБы впервые появились в Иркутске во время выборов в Госдуму. Сейчас их количество увеличится?
– Комплексы будут применяться на 94 участках, расположенных в Иркутске, то есть там же, где они уже использовались во время выборов в Госдуму. Однако в этот раз будет применено еще одно технологическое новшество: в Иркутске, Ангарске и Братске избирательные участки оборудуют прозрачными ящиками для голосования. С появлением таких урн сразу прекратятся разговоры о том, что до открытия участка в ящике якобы уже лежали какие-то бюллетени.
На ночь нужно читать Уголовный кодекс
– Виктор Васильевич, с президентскими выборами будут совмещены муниципальные. Какие их них можно назвать наиболее знаковыми?
– 4 марта будут избираться мэры Иркутского, Жигаловского, Тулунского, Усольского, Бодайбинского районов. Пройдут выборы дум в Шелехове, Саянске, а также Бодайбинском, Жигаловском, Усольском районах. Кроме того, 41 сельское поселение будет решать, кто возглавит местные администрации.
– Насколько активны главы территорий при подготовке местных выборов? Есть ли такие муниципалитеты, где работа ведется плохо?
– Недофинансирование – хроническая проблема муниципальных выборов. Но на этот раз произошел просто вопиющий случай, такого на моей памяти не было никогда. 4 марта должны состояться выборы главы Чунского муниципального образования. Однако нынешний глава Виктор Савельев всячески этому препятствует. Избирательная комиссия Иркутской области уже намерена обратиться в Следственный комитет России по региону. Как юрист, я считаю, что действия главы подходят под статью 141 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению избирательного права или работе избирательных комиссий»). Выборы главы муниципалитета были назначены в декабре, но до сих пор на их подготовку и проведение не перечислено ни копейки. У нас уже накопилась целая пачка писем с отговорками. Есть даже бумага, в которой в качестве причины указывается: не смогли найти номер газеты «Чунский край», в котором было опубликовано официальное решение о проведении выборов, и поэтому деньги выделить не можем.
Надо сказать, что выборы состоятся в любом случае. Пока территориальная избирательная комиссия работает в долг – это беспрецедентный случай. Видимо, некоторым нашим руководителям нужно на ночь читать Уголовный кодекс.
Убрать барьеры в политической жизни
– Как вы относитесь к инициативе главы государства Дмитрия Медведева снизить количество подписей, необходимых для регистрации в качестве кандидата в президенты, с 2 млн до 300 тыс.?
– Полагаю, что нам нужно серьезно проанализировать действующее избирательное законодательство и заняться его дебюрократизацией. Некоторые процедуры прописаны так, что выполнить все условия практически невозможно. Собрать 2 млн подписей очень сложно. Есть просто безумные требования к заполнению подписных листов. К примеру, известно, что Иркутск в стране один, но если гражданин не укажет, что город находится в Иркутской области, подпись будет считаться недействительной. Я изучал зарубежное законодательство, и в большинстве государств очень либеральная система. Например, в Израиле достаточно инициативы ста граждан, чтобы зарегистрировать политическую партию. Мы часто говорим об административных барьерах для бизнеса, но почти не говорим о барьерах в политической жизни.
– Насколько сейчас своевременно вводить прямые выборы губернаторов?
– Я всегда считал, что губернаторы должны избираться, даже в то время, когда говорить такое было непопулярно. Сами выборы, конечно, качества власти не обеспечивают. Не стоит думать, что избранный глава региона обязательно будет эффективным. Дело в другом: власть отдалилась от народа, и ситуацию нужно менять. По Конституции источником власти является народ. А когда губернаторов назначают, они зачастую несут ответственность перед тем, кто их назначил. При этом интересы населения отходят на задний план. В системе назначений больше минусов, чем плюсов. Это показала жизнь. Раньше проблема выборов губернаторов состояла в следующем: партийная система была не выстроена, избирательные кампании финансировали различные ФПГ. Потом возникал вопрос, чьи интересы защищает тот или иной глава. Сейчас идет становление партийной системы. Политические объединения выдвигают своих кандидатов, и уже понятно, кто за кем стоит.
– Законопроект о выборах губернаторов уже внесен в Госдуму, и в нем право выдвигать кандидатов отдано политическим партиям. Вы считаете это правильным?
– По Конституции РФ, а это главный документ для всех, избирательное право не связывается с членством в партии. Должна быть предоставлена возможность выдвижения не только от политических объединений. При этом количество подписей нужно сделать разумным. Если на президентские выборы предлагается 300 тыс., то на выборы глав субъектов, наверное, должно быть существенно меньше. Также есть смысл сократить сроки проведения избирательных компаний с трех до полутора месяцев. Пока мы выборы проведем, в Японии успевают и в отставку уйти, и новый парламент избрать. 20 дней на выдвижение, 20 – на агитацию. Этого вполне достаточно.
– А к институту сити-менеджера вы как относитесь?
– По моему мнению, в крупных городах надо избирать глав. А в небольших поселениях можно использовать старую исполкомовскую схему. В Англии не выбирают глав территорий, и никто не говорит, что это недемократично. Надо учитывать сложившиеся традиции.
– Во время прошлых президентских выборов Избирательная комиссия учреждала памятную медаль. Будет ли эта традиция продолжена?
– Нет, та медаль была единственной в стране, и останется уникальной и исторической. Награда тогда была передана Дмитрию Медведеву. Но у нас еще есть почетный знак «За заслуги в избирательной системе Иркутской области». Его получают наши ветераны. Знак по-своему уникальный, он присваивается только в нашем регионе и изготовлен с использованием драгоценных металлов. Получают знак единицы. Отмечу, что действующих работников награждать запрещено.