Вокзальная и другие революции

На заседании градостроительного совета при губернаторе Приангарья обсудили создание транспортно-пересадочного узла, а также поговорили о будущем Листвянки.

Заседание градостроительного совета прошло 10 февраля в новом здание библиотеки им. Молчанова-Сибирского. Здесь еще идут отделочные работы и царит атмосфера стройплощадки.

– Мы ушли из кабинетов и решили проводить заседания градсовета на объектах. Так мы сможем и познакомиться с наиболее масштабными стройками и на месте выяснить, какие проблемы надо оперативно решать, – сказал губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев.

Нужна ли нам канатная дорога

В Иркутске планируется создать транспортно-пересадочный узел и обустроить прилегающие к железнодорожному вокзалу территории. Представитель проектной организации так и назвал свой доклад – «Вокзальная революция». Сергей Бычков, заместитель генерального директора ОАО «Гипрогор», рассказал, что перед обновленным зданием вокзала планируется создать пешеходную площадь, а движение транспорта и больницу перенести.

Проект предполагает охватить строительством большую территорию – 141 тыс. кв. м. Здесь предусмотрены торгово-развлекательный комплекс, гостиница на 400 мест, офисные здания, новый почтамт. Каждый день на работу в новые общественные здания будут приходить 2400 человек.

Емкость автостоянки вокзала увеличат со 120 до 200 машин, появятся и дополнительные паркинги, которые займут около 49 тыс. кв. м. площади. В целом территория общественно-деловой зоны увеличится в полтора раза. При этом проектировщики не забыли об озеленении – количество деревьев и кустарников должно возрасти в восемь раз. Кроме того, планируется создание транспортного коридора вдоль набережной Ангары. Здесь должны появиться речной вокзал и станция пассажирской канатной дороги.

[EXP]

Претворить все это в жизнь, согласно проекту, можно к 2022–2025 годам. Общий объем инвестиций – 11,5 млрд рублей. Из них 7,3 млрд – негосударственные средства, в том числе деньги ОАО «РЖД»; 2,7 млрд – федеральные; 1,5 млрд – регионального и городского бюджетов. Срок окупаемости – от 8 до 13 лет.

– Мы близки к вокзальной революции. Пусть она свершится! – заявил Сергей Бычков, представив проект.

Между тем у участников заседания возникло немало вопросов к докладчику. Губернатор Дмитрий Мезенцев поинтересовался, что будет с уникальной археологической ценностью – Глазковским некрополем. Виталий Барышников, руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, заверил, что все памятники, попадающие в зону «революции», в том числе само здание вокзала, будут сохранены.

– Глазковский некрополь – объект мирового наследия. Он почти вдвое старше египетских пирамид.

Некрополю восемь тысяч лет, – отметил Виталий Барышников и предложил дополнить проект созданием археологического музея, ведь при проведении работ могут быть найдены различные артефакты.

После культурных ценностей перешли к другим вопросам: зачем Иркутску такой огромный объем торговых площадей и для чего нужна канатная дорога?

– Проект нужен, но не таких циклопических характеристик, – подчеркнул Дмитрий Мезенцев. – Мы воссоздаем исторический облик города, и вокзал должен быть элементом комфортной городской среды.

Губернатор поручил проработать все замечания, предложения и вынести этот вопрос на рассмотрение апрельского заседания градостроительного совета. 

Листвянка собирается выйти «в море»

Участники совещания также рассмотрели генеральный план и проект планировки прибрежной территории Листвянки. Напомним, что поселок на берегу Байкала появился около 300 лет назад. В 1960-е годы Байкал уменьшил Листвянку – с запуском Иркутской ГЭС дома, находящиеся на первой прибрежной линии, пришлось переносить вглубь поселка. Сейчас авторы проекта новой планировки территории намерены отвоевать у Байкала все, что было захвачено. Прибрежную часть хотят увеличить путем выхода «в море».

Там, где еще сегодня плещут волны, согласно проекту, будет разбит бульвар, появится пляж. Центром социальной жизни планируется сделать Падь Крестовую – там предполагается строительство школы, детсада, больницы… А новый жилой квартал должен появиться в поселке Никола. В самой Листвянке проезжая часть увеличится до четырех полос. В 2031 году от Иркутска до Пади Крестовой будет ходить скоростной трамвай, морской порт начнет принимать любые корабли, а до Больших Котов построят дорогу.

В Листвянке, конечно же, появятся новые коммуникации, заведенные в технологический тоннель.

– Долой удобства во дворе, – выдвинул лозунг мэр Иркутского района Игорь Наумов.

Он также сообщил, что главный девиз проекта – преобразование болевых точек в точки роста.

– Сейчас диковинные крепости-замки и хаотичная застройка поселок вовсе не украшают. Нужно договариваться с собственниками, чтобы они приводили свои дома в более приличный вид. Листвянка – это визитная карточка Иркутской области, – сказал мэр района.

Кстати, в рамках проекта впервые было подсчитано, какой человекопоток может выдержать зажатый между скалами и Байкалом поселок. Порог человеческого присутствия – 12 тыс., из них 4 тыс. – жители, остальные – туристы. Для сравнения сейчас население Листвянки составляет 1864 человека.

Во время обсуждения проекта директор Байкальского музея СО РАН Владимир Фиалков согласился с тем, что взять у Байкала то, что он когда-то забрал – нормально. Однако ученый высказался против строительства в Пади Крестовой. По его мнению, это место вообще непригодно для жизни. Там всегда холодно, зимой образуются наледи…

– В свое время строили на прибрежных горках. Это сократит и длину тоннеля с коммуникациями. Надо стараться встроиться в природу, а не воевать с ней, – отметил Владимир Фиалков.

Он также предложил создать музей в прибрежной зоне так, чтобы можно было оборудовать подводный зал.

– Листвянка должна выполнять не только развлекательную, но и образовательную функцию, – подчеркнул он.

Губернатор Дмитрий Мезенцев, изучив проект, заявил, что в нем недостаточно учтены вопросы озеленения. Также глава региона высказался против зданий из стекла и бетона, которыми никого не удивишь.

– Необходимо сочетание деревянного строительства и привычного кирпично-железобетонного, – отметил он.

В 130-м квартале появится «Илья Муромец»

Вопрос о том, как на территории 130-го квартала идет строительство многофункционального центра, также вошел в повестку заседания градостроительного совета. Инвесторы высказали замечания к первоначальному проекту и предложили в него внести ряд изменений, иначе использование площадей представляется им экономически невыгодным. В частности, предлагается отказаться от амфитеатра, потому как его использование в зимнее время нереально, да и летом такие открытые площадки не всегда бывают востребованы. Представитель проектной организации Андрей Белопольский отметил, что потеря амфитеатра будет компенсирована летней сценой. В целом многофункциональный центр станет неким подобием Лувра. На его завершающем уровне будет возведена стеклянная пирамида неправильной формы, под которой разместится музей авиации.

Обновленный проект с отсутствием амфитеатра пока окончательно не одобрен. Дмитрий Мезенцев поручил на следующей неделе провести совещание по этому вопросу.

Кстати, если в стеклянной пирамиде центра разместятся лишь модели самолетов, то на территории квартала появится воссозданный биплан начала XX века практически в натуральную величину. Над проектом работает Иркутский авиационный завод. Дмитрий Мезенцев раскрыл тайну: это будет самолет «Илья Муромец», который выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге в 1913–1918 годах. Его еще называют самолетом Сикорского. Биплан использовался во время Первой мировой войны, а затем в основном для перевозки пассажиров. Это был первый пассажирский самолет в мире!

Музей «Тальцы» станет больше

В рамках заседания Дмитрий Мезенцев напомнил администрации города Иркутска об обещании построить дом творческих объединений. Вице-мэр Дмитрий Разумов сообщил, для этого планируется восстановить памятник федерального значения на улице 3-го Июля.

– Договоренность касалась строительства нового здания, но если вы хотите восстанавливать памятники, мы это приветствуем, – отметил глава региона. – Уже свыше 40 человек обратились в мэрию с подобными предложениями, и таких людей нужно поддерживать. Только так мы возродим уникальную архитектуру Иркутска.

Губернатор также подчеркнул, что необходимо заниматься реконструкцией сразу нескольких исторических кварталов, при этом жители города должны понимать, что происходит.

– Я слышал разговор: квартал хорошо, но лучше бы детские сады построили.

Но ведь дома там возводились на частные деньги. Это успешный пример частно-государственного партнерства. На следующем заседании градостроительного совета мы должны будем вернуться к обсуждению вопросов реконструкции исторической среды. Но главное: людям необходимо четко объяснить, каким будет Иркутск через год, два, три и т.д.

Дмитрий Мезенцев предложил установить в городе 20–30 билбордов, которые будут наглядно демонстрировать, что уже удалось сделать.

Председатель правительства Приангарья также отметил, что к 75-летию Иркутской области в регионе будет реализован ряд точечных проектов. В частности, планируется расширить экспозицию этнографического музея «Тальцы». Кроме того Дмитрий Мезенцев объявил о создании Международного центра водных ресурсов под эгидой ООН, с гостиницей для экспертов и конференц-залом.

[/EXP]