Не опираясь на догмы
Прошло 10 лет, как в Иркутской области в соответствии с указом президента РФ была образована комиссия по вопросам помилования.
Статья 50 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому осужденному право обратиться с прошением о помиловании или смягчении наказания. И хотя помилование – исключительная прерогатива президента страны, в его подготовке заняты весьма авторитетные и уважаемые граждане нашей области.
Что нового сделал президент страны, передав вопросы помилования в субъекты федерации?
Главное – это возможность непосредственно общаться с заключенным, который просит о помиловании.
Члены комиссии могут встречаться с осужденным, рассматривать его прошение непосредственно в колонии по месту его содержания.
Вот один из примеров работы комиссии. К нам поступили материалы на заключенного по фамилии Чебола, отбывающего наказание в одной из колоний Иркутской области. Он работал в московской милиции и, находясь на службе, совершил преступление – спрятал пистолет дежурного по райотделу. На следующий день в содеянном признался, добровольно вернул оружие. Суд определил ему четыре года лишения свободы. Члены комиссии выехали на место, где осужденный отбывал наказание. В открытом заседании, сочтя невеликую тяжесть его вины, а также то обстоятельство, что заключенный отбыл половину срока, комиссия просила применить к нему помилование. Президент РФ согласился и подписал указ.
Наибольшее число ходатайств о помиловании поступило в комиссию из колонии, расположенной в поселке Марково Иркутского района. Здесь дважды проводились открытые заседания с участием обратившихся. Это имеет большое профилактическое влияние на других осужденных, отбывающих наказание в этом учреждении. К примеру, комиссия рекомендовала к помилованию осужденного Кострому, получившего пять лет колонии за нанесение телесных повреждений во время драки. На момент прошения он уже находился в местах лишения свободы два года и десять месяцев. Ранее этот человек никогда к уголовной ответственности не привлекался, одним из первых вызвался участвовать в ликвидации чернобыльской аварии, заработал там инвалидность первой группы. У администрации колонии на хорошем счету, имеет поощрения. Надо ли дальше содержать этого человека в изоляции? Члены комиссии решили просить о сокращении срока наказания.
За десять лет комиссия рассмотрела 1300 материалов на заключенных, которые обратились к президенту страны о помиловании. Надо прямо сказать, что комиссия очень строго подходит к рассмотрению вопросов о помиловании – нужны самые веские обстоятельства, которые могли бы положительно решить вопрос обратившегося за милостью. Так, из числа рассмотренных на комиссии материалов только в 25 случаях (2%) было принято решение о рекомендации помилования или снижении срока наказания. В первую очередь скрупулезно изучается биография осужденного: есть субъекты, которые систематически не дружат с законом, неоднократно отбывали срок. Нередко в судебной практике бывает, что впервые оступившимся определяют условные меры наказания, а они вновь совершают преступления. Всем заключенным, совершившим тяжкие преступления, неоднократно судимым комиссия отказывает в просьбе о помиловании. Все материалы с нашим решением на каждого обратившегося за помилованием направляются губернатором Иркутской области в Москву, где и принимается окончательное решение. И что очень важно, за все годы ни разу президент РФ нас не поправил и не изменил наше решение.
Вся сложность в работе нашей комиссии состоит в том, что нет никакого документа, который бы регламентировал, когда миловать, а когда нет. При решении вопроса о помиловании нельзя опираться на какие-то догмы, шаблоны, здесь нет типичных случаев, каждый случай – индивидуальный. Поэтому я благодарен нашим членам комиссии, которые, руководствуясь здравым смыслом, жизненным опытом, решают судьбу каждого заключенного, обратившегося к президенту страны о помиловании. Нельзя не сказать добрых слов и в адрес работников нашего отдела, которые очень внимательно и ответственно выполняют всю техническую работу по оформлению документации на каждого заключенного, представленного на комиссию.