Зерновой стабфонд оказался дорогим в обслуживании
Его могут ликвидировать
Созданный в области еще в середине 90-х годов прошлого века стабилизационный фонд продовольственного зерна не раз уже привлекал внимание депутатов Законодательного Собрания.
По их заданию Контрольно-счетная палата (КСП) провела очередную проверку хранения и использования стабфонда в минувшем году. Итоги проверки были оглашены на заседании комиссии по контрольной деятельности под председательством Тимура Сагдеева.
Идея создания запаса зерна, как рассказала председатель КСП Ирина Морохоева, была благая и преследовала три цели. Во-первых, не дать взвинтить цены на хлеб в неурожайные годы, во-вторых, обезопасить область от всевозможных чрезвычайных ситуаций и, в-третьих, оказать в случае необходимости гуманитарную помощь регионам, терпящим бедствие.
Ни одна из них не была выполнена, поскольку в этом не возникало необходимости. В то же время на хранение зерна тратятся значительные суммы из областного бюджета.
В 2009 году – 10,4 млн рублей, в 2010 году – 9,4 млн рублей, в 2011 году – 8,8 млн рублей.
На нынешний год запланировано еще 8,8 млн рублей.
Сам же фонд, как показала проверка, из года в год худеет. Если в начале прошлого года он весил 28,8 тыс. тонн, то ныне всего лишь 21,2 тыс. тонн. Разницу в 7,6 тыс. тонн съели обанкротившиеся предприятия, которые или заимствовали зерно из фонда или брали его на хранение. Пришлось списать и зерно, и 22 млн рублей, которые оно стоило.
Но и те 21,2 тыс. тонн, которые сегодня числятся в стабфонде, скорее виртуальные, чем реальные. В наличии, как выяснили аудиторы, имеется всего лишь 14,1 тыс. тонн, хранящихся на хлебных складах Тулуна и Тайшета. Остальные практически потеряны. Если Заларинский район еще выплачивает понемногу компенсацию за заимствованные из фонда 2 тыс. тонн зерна, то вместе с банкротством ОАО «Иркутскхлебопродукт» исчезла всякая надежда на возврат пяти с лишним тысяч тонн зерна.
– Это же подсудное дело, почему за это никто не отвечает? – изумился член комиссии Илья Сумароков.
С оценкой аудиторов КСП о низкой эффективности стабфонда согласился и замминистра сельского хозяйства Кузьма Алдаров. Он рассказал, что министерство направило губернатору предложение о ликвидации стабилизационного фонда зерна.
– У нас в Тулунском и Тайшетском районах хранится часть российского интервенционного фонда, – сказал он. – Это примерно 29 тыс. тонн продовольственного зерна. В случае удорожания стоимости хлеба его всегда можно, конечно, с разрешения правительства, выбросить на рынок, чтобы стабилизировать цены.
Члены комиссии рекомендовали правительству оценить эффективность зернового фонда и определить его дальнейшую судьбу. Также они предложили службе записи актов гражданского состояния Иркутской области устранить нарушения, выявленные аудиторами КСП.
Главное из них – слишком щедрая раздача премий. В 2009 году перебор от нормативов составил 10,5 млн рублей, а в 2010 году – 9,6 млн рублей. Любой повод может послужить для премирования работников (например, организация нормальной работы ЗАГСа при проведении ремонта помещения).
Порой, как отмечают аудиторы, обычные должностные обязанности вроде сдачи годовой отчетности возводятся в ранг особо важных и сложных заданий и увенчиваются премиальными поощрениями. И это в то время как правительством области направлялись рекомендации о снижении выплат стимулирующего характера областным государственным гражданским служащим ввиду экономического кризиса.
Еще один момент был отмечен КСП. Поскольку финансирование службы ЗАГС производится из федерального бюджета, то, по мнению аудиторов, неправомерно выделение ей помещений областной или муниципальной собственности по льготной арендной плате или вообще безвозмездно. Из-за этого только в 2010 году областной бюджет недосчитался примерно 13 млн рублей.