17.02.2012 14:10
Теги
17.02.2012 14:10

Премьера "Фауста" в кинотеатре Художественный + РЕЦЕНЗИЯ Елены Орловой

РЕЦЕНЗИЯ

Тетралогия о человеческой судьбе

Многие говорят, что это тетралогия власти. Возможно. Но я бы сказал, что это тетралогия об истории XX века, о том, как отдельные решения одного человека сказываются на его собственной судьбе и судьбах многих других людей. Не скрою, мне бы хотелось, чтобы эта картина привлекла внимание ко всем картинам тетралогии, ее персонажам.

«Фауст» (США – Россия – Германия –Франция – Япония – Великобритания – Италия). 2011 год, 134 мин.

Режиссер: Александр Сокуров.

Сценарий: Юрий Арабов.

В главных ролях: Йоханес Цайлер, Изольда Дюшаук, Ханна Шигулла, Антон Адасинский, Максим Мехмет, Антуан Моно мл. Георг Фридрих, Флориан Брюкнер, Ева-Мария Курц, Стефан Вебер.

[EXP]

Кинокритики называют «Фауста» Александра Сокурова «фильмом, который навсегда переворачивает жизнь всякого, кто его увидит». Но, скорее всего, он заставит задуматься над своей жизнью и поступками не каждого, а только тех, кто досмотрит этот фильм до конца. Ведь даже на губернаторской премьере, которая состоялась в Иркутске 9 февраля в кинотеатре «Художественной», куда пришли исключительно представители культурной элиты города, были те, кто покидал зал, не дождавшись титров.

И не потому, что увидели на экране крупным планом мужской половой орган трупа, в чреве которого увлеченно копался доктор Фауст, а скорее, оттого, что фильм, начинавшийся в духе голливудского фэнтези – камера из облаков опустилась на причудливые холмы и крыши немецкого городка – превратился в философскую притчу.

Перед показом фильм иркутским зрителям в видео-обращении представил сам Александр Сокуров:

– «Фауст» является заключительной частью тетралогии, которая начата фильмом «Молох» о Гитлере, продолжена «Тельцом» о Ленине и «Солнце» о японском императоре Хирохито. Многие говорят, что это тетралогия власти. Возможно. Но я бы сказал, что это тетралогия об истории XX века, о том, как отдельные решения одного человека сказываются на его собственной судьбе и судьбах многих других людей. Не скрою, мне бы хотелось, чтобы эта картина привлекла внимание ко всем картинам тетралогии, ее персонажам. Подвигла к размышлениям, что есть наша жизнь, в какой степени мы способны быть самостоятельными, независимыми от своего времени, от решений, которые принимают наши современники, и еще о том, что нельзя, наверное, перекладывать всю ответственность на плечи одного человека.

По словам режиссера, первые мысли об этом фильме в его записях появились в конце 1980 года. Поэтому «Фауст» завершает и одновременно начинает тетралогию.

– Мы не стремились создать фильм, который бы экранизировал «Фауста», однако основные философские идеи и принципиальные сюжетные коллизии сохранили, – подчеркнул Александр Сокуров. – Мы даже пытались в конечном актерском озвучании вернуть именно то, что написано Гете. Потому что язык – это больше, чем язык, это характер, эстетика, это особый склад эмоций, менталитет. Немецкий язык является общечеловеческим сокровищем, на котором написано и спето так много прекрасного. Конечно, после того, как зритель посмотрит эту картину, мне бы хотелось, чтобы он пошел в библиотеку и взял «Фауста», потому что конечной целью нашего труда является возвращение человека к литературе. Для меня это имеет очень большое значение, потому что я ставлю литературу гораздо выше, чем кино.  

Однако фильм вызывает ассоциации скорее с живописью, своим видеорядом напоминая полотна «малых голландцев» и представляя собой в визуальном смысле безусловный шедевр: настолько тонко и любовно изучена и воспроизведена в натура. На создание особого восприятия работает великолепная операторская работа Бруно Дельбоннеля, который, между прочим, снимал «Амели» и «Гарри Поттера», но сумел создать в «Фаусте» совершенно отличную от этих фильмов атмосферу; и музыка продюсера и композитора Андрея Сигле в исполнении оркестра Санкт-Петербургской филармонии, идеально дополняющая сюжет; и даже классический киноформат 4:3, в котором снят фильм.

– Это формат, с которого начинался кинематограф, – пояснил Александр Сокуров. – На самом деле я хотел бы приблизить зрителей к периоду начала кино, погрузить в несколько иное время.

Практически все роли в фильме исполняют немецкие актеры. Доктора Фауста, с которым непонятным образом отождествляет себя любой зритель, будь то мужчина или женщина, сыграл актер Венского драматического театра Йоханес Цайлер. Соблазненную им Маргариту – Изольда Дюшаук. А ростовщика Мефистофеля – актер, режиссер, хореограф и основатель пластического театра DEREVO Антон Адосинский. Он сумел создать очень сильный пластический образ ущербного, уродливого и в то же время непонятным образом располагающего к себе существа, которое, как бы всеми силами стараясь помочь персонажам, склоняет к скорейшему грехопадению.

[/EXP]

Фильм действительно подталкивает к размышлениям о том, где пролегает та невидимая грань между добром и злом, которую человек готов переступить, движимый похотью, жаждой наживы, власти или тщеславием.

Только поэтому его стоит посмотреть всем и каждому, не обращая внимания на возмущения «моралистов» о наличии в фильме «обнаженки» и «чернухи». Ведь, на самом деле, ее в «Фаусте» гораздо меньше, чем в любом современном популярном фильме.

Текст Елены Орловой

Фото Антона Климова