22.02.2012 08:15
Рубрики
Культура
Теги
22.02.2012 08:15

«Есть только миг…»

В Иркутске открылась выставка Эдгара Брюханенко

«Больше всего в жизни мне было интересно снимать ни события, ни пейзажи, а живых людей, суметь выразить их характер, настроение в одном кадре», – признается мэтр иркутской фотожурналистики Эдгар Брюханенко.

В Музее истории города Иркутска открылась выставка, посвященная его 80-летию. На ней представлено 130 фотографий, половина из которых была создана с 1956 по 1995 годы, когда автор работал собственным корреспондентом ТАСС по Восточной Сибири. Всего в его архиве 40 тыс. снимков.

Я снимал великие стройки, бывал в таких местах, куда простому человеку путь закрыт, встречался с уникальными людьми. Я всегда говорил своим ученикам, что нужно иметь какую-либо специализацию, тогда работы будут профессиональнее. Но вот парадокс, сам ее не имел.

– Я снимал великие стройки, бывал в таких местах, куда простому человеку путь закрыт, встречался с уникальными людьми, – рассказал мастер. – Но при этом, представляя фотографии на этой выставке, я не преследую цели кого-то удивить или похвастаться. Просто хочу рассказать, как я жил, чтобы люди смогли увидеть, то, что видел я.

На снимках – величественные просторы Сибири, степи Забайкалья, великие реки – Ангара, Лена и Енисей. Эдгар Брюханенко признается, что ему только последние пять лет перестали сниться сны про то, что он едет в командировку.

– Например, снимая шоферов КрАЗов, я ехал с ними 30 дней, полуголодный, в мокрых унтах, но какие я сделал снимки – медали получил, – вспоминает Эдгар Брюханенко. – Кроме того, мне было важно доказать себе, что я могу преодолеть все эти трудности, есть мерзлую колбасу на подножке автомобиля, шагать по сугробам по пояс и быть вместе с моими героями.

Герои на его снимках иногда забавные или серьезные, занятые важным делом или любимым хобби, но всегда вызывающие симпатию, сочувствие, уважение или другие теплые чувства – те самые, которые испытывал к ним автор в момент фотосъемки.

– Я всегда говорил своим ученикам, что нужно иметь какую-либо специализацию, тогда работы будут профессиональнее, – отметил Эдгар Брюханенко. – Но вот парадокс, сам ее не имел. Зато у меня была тайная страсть – фотографировать людей. При этом я мог найти общий язык с человеком любой профессии, а все потому, что не стремился снять его в тот же миг, как увидел. Я знакомился с героем, узнавал его характер, подмечал привычки. Почти всегда меня звали в гости, и там я смотрел, если человек любит играть на рояле, снимал его за инструментом, если он блины жене помогает печь, то с женой, и так далее. Из этих мелочей складывался портрет.

Кстати, на выставке можно увидеть и новые снимки мастера, которые он сделал за несколько месяцев до юбилея. Среди них 130-й квартал с высоты Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского. Другое фото – панорама деревни, тоже снято с высокой точки, ведь, по мнению мастера, чтобы снимок стал произведением искусства, мало «щелкать» с высоты своего роста. Ведь настоящая фотография – это свет, ракурс, взгляд. Не признает Эдгар Брюханенко и цифровую фотографию, предпочитая ей пленку.

Выставка Эдгара Брюханенко будет работать до 1 марта.