02.03.2012 08:15
Рубрики
Мнение
Теги
#лес
02.03.2012 08:15

Валерий Тюменцев: Развитие лесной отрасли зависит от экономической политики государства

89% площади Чунского района покрыто лесом. Более 50 лесопользователям передано по договорам аренды 1,6 млн га лесного фонда района.

Всего на территории работают 114 предприятий лесозаготовительной и обрабатывающей промышленности. На долю крупных и средних предприятий ЛПК района приходится 51,8% выпуска товарной продукции. О том, что имеет муниципалитет от такого потенциала, рассказывает глава Чунского района Валерий Тюменцев.

Лесные проблемы

– Район в 1953 году изначально создавался для развития лесной промышленности. Крупные комбинаты построили в те годы – на Чунском ЛПК работало более 2 тыс. человек, в Лесогорском ЛДК было 800 работающих, предприятие выпускало до 500 тыс. кубометров экспортной древесины.

– Это правда, что для строительства олимпийских объектов в Москве использовали лесогорский паркет?

– Правда. И велотрек в Крылатском был отделан именно нашей лиственницей. И сейчас для олимпийских объектов в Сочи поставляют нашу древесину. Но Лесогорского ЛДК уже нет, на его базе созданы несколько предприятий. Лишь Чунский ЛПК сохранил профиль и выполняет свою функцию в полном объеме.

– Ваши лесоперерабатывающие предприятия услышали призыв государства о глубокой переработке леса? Как они работают сегодня?

– К сожалению, процесс глубокой переработки пока отлажен не так, как хотелось бы. Чтобы комбинату выйти на стопроцентную переработку, нужно провести модернизацию, технологии сегодня отстают. Нужно, чтобы государство больше внимания уделяло развитию лесной отрасли. Были бы льготные кредиты, госинвестиции, внятная политика по отношению к иностранным инвесторам, была бы и более современная база лесопереработки.

Несмотря на последствия финансового кризиса, в 2010 году в развитие производства предприятиями ЛПК района было вложено более 200 млн рублей инвестиций. Казалось бы, 2011 год должен был стать годом роста. Однако выросли стоимость электроэнергии, тарифы на железнодорожные перевозки, цена на дизельное топливо поднялась на 50%. В течение последних 10 лет наболевшей проблемой для лесных предприятий стала транспортная – поставка подвижного состава, оборачиваемость вагонов.

Несмотря на названные проблемы, практически на всех предприятиях сохранены рабочие места, выплачивается заработная плата. Чунские поселки живут за счет леса. Но наш лесной район не получает ни копейки в бюджет за исключением НДФЛ, и то, если предприятие зарегистрировано здесь. Разве такая политика может считаться правильной?

– В магазинах у вас продается иркутская и красноярская мебель. Почему нельзя подобное производство организовать на месте?

– Все упирается в рынки сбыта. Наши предприниматели тут мебель сделают, только тут ее и продадут. В Иркутск и Красноярск не повезут, конкуренция большая. У нас есть фирмы, где делают столы, стулья, рамы. Есть мастера, которые могут на заказ сделать дорогие, эксклюзивные вещи, но возить их пока некуда.

Самое удивительное, что инвесторы пришли в отрасль, которая у нас считалась рискованной, – сельское хозяйство. В селе Хоняки инвестор вложил порядка 7 млн рублей в строительство двух коровников на 400 голов, строит свинарник на две тысячи голов. Им будет создано 80 рабочих мест. Мы помогаем сельхозпроизводителю войти в областную программу для получения инвестиций для развития мясного животноводства.

О дороге и алмазах

– Как сегодня идет строительство автодороги Тайшет – Чуна – Братск?

– Строительство трассы затянулось, как и многие наши проекты. Но в 2012 году из федерального бюджета на эту дорогу выделено 80 млн рублей. По графику работ в этом году средства будут освоены. Для нас эта дорога важна, как и для области – по ней пойдет северный завоз.

Сейчас предприниматели увозят деньги в Красноярский край и Новосибирскую область. Берут там все – от мебели и до продуктов. Деньги вроде бы должны у нас крутиться. Но до Красноярска 500 км по хорошей дороге, до Иркутска практически 800 км по дороге, которая, скажем так, не очень. До Братска 200 км, там хорошие оптовые базы. С пуском трассы наши предприниматели поедут в Братск, а не в Красноярск.

Для лесопромышленников выгоднее будет возить продукцию в Братск по автодороге, а не по «железке» с ее высокими тарифами. От запуска обновленной трассы выиграют все.

– От недостатков географического расположения мы перешли к его достоинствам. Что еще можно использовать для развития территории?

– У нас большие залежи промышленной железной руды Октябрського железорудного узла. Они рассматриваются в качестве резервной сырьевой базы Коршуновского ГОКа. Месторождение расположено в 15 км восточнее железной дороги Тайшет – Лена. Эта руда высокого качества и хорошо обогащается – извлечение железа в концентрат составляет 86,6%. Суммарные прогнозные ресурсы Ангаро-Чунского железорудного района оцениваются геологами в 1,3 млрд тонн.

У нас богатые залежи глины, качество ее не уступает мировым стандартам. Пока инвесторы смотрят и думают, область испытывает дефицит кирпича.

В районе есть богатейшее разведанное газоконденсатное месторождение с объемами газа более 5 млрд кубометров. Пока оно тоже зарезервировано.

На территории работает Тайшетская инвестиционная компания, геологи ищут золото.  

Выставлены на торги Муринская и Чукше-Ковинская алмазные площадки. По прогнозам специалистов, залежи минералов там не меньше, чем в ЮАР. По данным Иркутского территориального управления по недропользованию, совокупный ресурсный потенциал двух площадок – около 15 млн карат алмазов.