02.03.2012 08:15
Рубрики
Культура
02.03.2012 08:15

Карты, деньги – в дураки

В драмтеатре поставили «Игроков» Николая Гоголя

О том, что вся жизнь – игра, герои премьерной постановки Иркутского академического драмтеатра им. Н.П. Охлопкова «Гоголь/Кафе» знают не понаслышке, ведь другой у них просто нет. Спектакль на актуальную тему стал весьма удачным режиссерским дебютом молодого артиста драмтеатра Дмитрия Акимова.

Авантюрную историю под блюзовую музыку разыграли на третьей – экспериментальной сцене, которая была буквально превращена в современное кафе. Сам Дмитрий Акимов сыграл в спектакле роль одного из карточных шулеров – Кругеля. Кстати, это не первый его опыт в новом амплуа, он уже представлял свои режиссерские работы в рамках лаборатории современной драматургии Вампиловского фестиваля. После этого художественный руководитель драмтеатра Геннадий Шапошников предложил ему создать постановку по одному из произведений Николая Гоголя, и Дмитрий Акимов выбрал «Игроков».

– Мне кажется, что темы, которые поднимает в этой пьесе классик, до сих пор очень актуальны, особенно в нашей стране, – рассказал Дмитрий Акимов. – Гоголь, как Пушкин и Достоевский, очень подробно и глубоко исследует тему игромании, которая в новых реалиях стала бедой для многих людей.

Фабула «Игроков», когда три мошенника – Утешительный (Василий Конев), Кругель и Швохнев (Алексей Орлов I), – обвели вокруг пальца одного – Ихарева (Степан Догадин) известна многим еще по школьной программе. Однако в иркутском драмтеатре решили придать ей современное звучание, как в прямом, так и в переносном смысле. Музыка в исполнении группы «BURN» (Александр Армаш, Олег Запорожец, Егор Берлизеви, Денис Моисеев) буквально вплетена в ткань спектакля. В глубине сцены устроена музыкальная эстрада, где играет группа, а сами артисты часто выходят к микрофону.

– Мы с музыкантами вдохновились оперой Дмитрия Шостаковича «Игроки» и создали свою джазово-фанковую интерпретацию, – рассказал Дмитрий Акимов. – Также мы добавили в спектакль анимацию, которая возникает на экране, когда игроки рассказывают о своих мошенничествах Ихареву. По сути, это презентация, аналогов которой в современной жизни множество, и также часто она служит средством обмана.

Все составляющие спектакля были преобразованы в единое музыкально-пластическое полотно, которое придавало действию динамизм и позволяло артистам работать на манер оркестра. Сольную партию в нем играла колода карт Аделаида Ивановна, превратившаяся в исполнении артистки Светланы Светлаковой в роковую красавицу в роскошной шубе. Впрочем, весь актерский ансамбль, включая Александра Дулова, Алексея Орлова, Валерия Жукова, Александра Армаша, Олега Запорожца и Екатерину Константинову, играет весьма слажено. И важно, что интерпретация Дмитрия Акимова не потеряла свою глубину.

– Для каждого из героев игра – это подмена жизни, – считает режиссер. – Она заменяет для них одну или несколько сфер, например, для Ихарева – жажды власти, в конечном счете давая им лишь иллюзию прожигаемой жизни.

На исход, к которому может привести такая жизнь, намекает песня из репертуара русского шансона, исполненная в джазовой манере в финале Екатериной Константиновой.