Скованные браслетом
В Прибайкалье стали чаще применять альтернативные виды наказания
Около 50 жителей области, которые по решению суда ограничены в свободе, носят электронные браслеты.
Эти устройства позволяют следить за осужденными 24 часа в сутки. Альтернативные виды наказания все чаще применяются в уголовно-исполнительной системе (УИС). Это позволило снизить общее число осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждений, с 25 до 17 тыс. человек.
На встречу с журналистами сотрудники ГУФСИН принесли с собой электронный браслет. Он представляет собой устройство, похожее на электронные часы. Человек, осужденный к такой мере наказания, как ограничение свободы, обязан всегда иметь браслет при себе. Просто так снять браслет не удастся, в каждом устройстве есть сим-карта, запрограммированная под конкретного осужденного. Поэтому при снятии устройства сигнал сразу поступит инспектору УИС.
В Прибайкалье на данный момент действует 39 филиалов уголовно-исполнительной инспекции. Они с помощью системы ГЛОНАСС 24 часа в сутки контролируют местонахождение всех «хранителей браслетов».
Сейчас в Иркутской области к ограничению свободы приговорены 174 человека. Они осуждены за хранение наркотиков и оружия, грабежи, причинение вреда здоровью.
Из них только около 50 человек носят электронные браслеты, остальные – на подходе, их сейчас программируют. Устройства эти недешевы: каждое обходится государству в 119 тыс. рублей.
– Благодаря применению электронных средств повышается качество контроля за исполнением наказания об ограничении свободы, которые возложены приговором суда. Они позволяют отслеживать, не выехал ли осужденный за пределы муниципального образования, не покинул ли дом в определенное время суток. Были два случая, когда осужденные этой категории нарушали режим. Один выехал за пределы муниципалитета и получил официальное предупреждение. Другой неоднократно нарушал возложенное судом ограничение не выходить ночью из дома, поэтому в отношении него направлены материалы в суд о замене наказания на лишение свободы, – рассказала начальник уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Иркутской области Татьяна Мартель.
В перспективе возможно применение электронных браслетов и для подследственных, находящихся под домашним арестом. Пока таковых в нашем регионе нет.
Зато все чаще в Иркутской области используется возможность отбывания наказания в виде исправительных работ по основному месту трудоустройства осужденного. С 2013 года в исправительных центрах начнут применять и принудительные работы.
– Применение альтернативных видов наказания – одно из важных направлений реформы ФСИН. Сейчас в Иркутской области около 26 тыс. человек осуждены без лишения свободы. В колониях снижается численность спецконтингента. На данный момент в исправительных учреждениях содержится 15,7 тыс. человек, а еще несколько лет назад их было 22–25 тыс. Благодаря гибкой работе с осужденными, многих из них удается освободить по УДО. Но это, правда, дает двоякий эффект: наш контингент уходит, и в итоге к нам направляют осужденных из других территорий, – отметил заместитель начальника ГУФСИН России по Иркутской области Андрей Космылин.
Он подчеркнул, что сделано немало работы по улучшению коммунально-бытовых условий в учреждениях. В СИЗО, по словам Андрея Космылина, на каждого содержащегося там человека приходится площадь в четыре квадратных метра. Почти везде произведен ремонт. Проблемными остаются женские колонии в Бозое, где возникли трудности с подводом водоснабжения.
Сотрудники службы исполнения наказаний напомнили, что в каждой колонии есть средние специальные учебные заведения, где осужденные могут получить рабочие специальности. Но трудоустроить в местах лишения свободы удается пока только 40% из них. Кто-то, впрочем, и сам не торопится менять преступный образ жизни, постоянно нарушая режим. Когда такие неисправимые граждане готовятся выйти из колонии, ГУФСИН направляет в суд материалы для осуществления над ними административного надзора уже после освобождения. Также надзор устанавливается в отношении лиц, имеющих непогашенную судимость, либо совершивших ранее преступление в отношении детей, в том числе против половой неприкосновенности. И если в 2011 году под надзор были взяты 90 человек, то в первом квартале текущего года их стало более 100.