Александр Батуев: Цифровые и бумажные карты не могут существовать отдельно
В недрах Института географии СО РАН разрабатывается фундаментальный цифровой атлас пространственных данных «Байкальский регион: природа и общество».
В прошлом году здесь был издан «Атлас развития Иркутска». Об этих и других проектах иркутских ученых «Областной» рассказал заведующий лабораторией картографии, геоинформатики и дистанционных методов Института Александр Батуев.
Мы создаем специальные рамочные карты-эталоны, с помощью оболочек которых пользователи могут, привлекая собственные данные, составлять свои оригинальные картографические произведения.
– 11 марта отмечался Всемирный день геодезии и картографии. Расскажите о задачах и перспективах этих областей науки.
– Карты были нужны всегда, но в XXI веке они стали особенно необходимы в связи с появлением и внедрением новых информационных технологий. Сегодня к картам обращаются специалисты практически всех профессий. Кроме того, карты являются эффективным инструментом управления для власти, малого и среднего бизнеса, крупных промышленных холдингов. Современные цифровые карты входят в состав так называемой инфраструктуры пространственных данных (ИПД) и находятся на крупных геопорталах в интернете. Сейчас активно формируется российская инфраструктура пространственных данных (РИПД). Во многих развитых странах базовая часть инфраструктуры пространственных данных уже сформирована. Любой пользователь интернета сегодня может познакомиться в сети с разными картографическими произведениями, например, фундаментальными национальными атласами разных стран, цифровыми топографическими и тематическими картами. Задача академической науки – собрать все эти разношерстые виды карт на фундаментальном научном уровне и одновременно сделать их доступными и понятными для обычных людей. Для этого мы создаем специальные рамочные карты-эталоны, с помощью оболочек которых пользователи могут, привлекая собственные данные, составлять свои оригинальные картографические произведения.
Картография тесно связана с геодезией: все данные планового, высотного геодезического обоснования являются математической основой и источником для создания новых карт. Они эффективно применяются при составлении реестра недвижимости, земельного кадастра, в градостроительстве – все строящиеся объекты нуждаются в крупномасштабных картах и планах. Карты необходимы для охраны окружающей среды, для регионального планирования и управления, для решениях хозяйственных и управленческих задач на уровне муниципальных образований, администрации которых, кстати, являются основными заказчиками оперативной картографической продукции крупного масштаба. В картах нуждаются руководители субъектов и федеральных округов России.
– Какие карты есть у Иркутской области?
– В 2004 году по заказу администрации Иркутской области был издан атлас «Иркутская область. Экологические условия развития». Кроме бумажного варианта была создана электронная версия, включающая в себя 176 различных карт, отображающих природные условия и ресурсы, экономику и социальную сферу, экологические проблемы и охрану окружающей среды региона. В 2006 году атлас получил премию губернатора Иркутской области по науке и технике. В 2010 году была создана цифровая серия карт «Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона», в котором кроме Иркутской области показаны территории Республики Бурятия и Забайкальского края.
– Получается, цифровые карты вытесняют бумажные?
– В принципе, цифровые карты наиболее актуальны, их чаще запрашивают. А бумажные карты уже становятся явлением высокой культуры. Ведь при создании бумажных карт используются фундаментальные научные тексты, снимки, слайды, всевозможные графики и таблицы. Поэтому современный атлас – это не просто собрание карт, это капитальный труд на многие годы, он используется многократно. Но в бумажном виде карты имеют тенденции устаревать, а в электронном виде их все время можно обновлять по запросу.
– А в вашей лаборатории какие карты чаще заказывают – электронные или бумажные?
– Электронные и бумажные карты не могут существовать отдельно друг от друга. Некоторые наши клиенты вынуждены заказывать бумажные карты, потому что они являются документом для принятия различных решений. А электронные не всегда могут выступать в этой роли. Например, бумажная карта «Экологическое зонирование Байкальской природной территории» является приложением закона «О Байкале». Поэтому часто цифровая карта нуждается в твердой литографской копии. Другие клиенты, наоборот, отдают предпочтение цифровым картам – их можно обрабатывать на компьютерах. Мы, как правило, бумажные карты сопровождаем электронной копией, а электронные – наоборот, бумажной.
– Как вы считаете, как долго еще будут востребованы бумажные карты?
– Я думаю, они никогда не исчезнут. Просто как основной источник информации они перестанут иметь значение. Вы заметили, пользователи интернета часто распечатывают карты или их фрагменты на принтере – иногда с бумажным вариантом работать удобнее.
Во многих европейских странах давно изданные, старые атласы сканируются и выставляются в сети. Такая тенденция наблюдается и в Иркутске. Например, сотрудники библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского выпустили диск «История Иркутской губернии в картах и атласах». Я сам участвовал в этом проекте. Все карты, которые находились в редком фонде библиотеки, были отсканированы и изданы на диске. В бумажном виде их теперь не выдают – они находятся, как правило, в единичных экземплярах в редком фонде. В электронном виде ими можно пользоваться.
– А когда были созданы первые карты Иркутска и Приангарья?
– Территория Иркутской губернии отображалась еще в «Чертежной книге Сибири» (раньше так назывались атласы), которую издал Семен Ульянович Ремезов в 1782 году. Кстати, оригинал «Чертежной книги» находится за рубежом, в нашей же стране имеются варианты факсимильного издания. Из наиболее известных старых карт Иркутска выделяют еще две – 1900 и 1908 годов издания. Карта города 1900 года была издана в Петербурге, а карта 1908 года – в Иркутске.
– В прошлом году к юбилею Иркутска ваш институт издал «Атлас развития Иркутска». На презентации говорилось, что он предназначен для широкого круга читателей. Но, кажется, большинству горожан проще работать, например, с гугл-картами.
– «Атлас развития Иркутска» содержит последние научные данные, к тому же очень интересные. В интернете такого широкого спектра карт на городскую территорию мало или просто нет. К тому же почти 80% тематических карт созданы с различными картосемиотическими ошибками и отклонениями. На крупных геопорталах бесплатные карты содержат очень мало данных. Карты же с фундаментальными исследовательскими данными чаще платны и стоят недешево.
– Александр Раднажапович, где можно получить профессию картографа?
– В России картографов готовят лишь в двух вузах – в Московском государственном университете геодезии и картографии и Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В первом есть картографический факультет с несколькими специальностями по картографии. А в МГУ специалистов по специальности «картография» готовят на географическом факультете. В Иркутске специальности «картография» сейчас не обучают.
– Какие новые карты появятся в ближайшем будущем в Приангарье?
– Сейчас мы работаем над созданием фундаментального цифрового атласа пространственных данных «Байкальский регион: природа и общество». Туда, кроме Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края, включена территория Монголии, которая находится в бассейне озера Байкал. Эта территория включает в себя 9 аймаков. Проект начал реализовываться в этом году, планируем завершить его к 2017 году. Это будет большое крупное цифровое произведение. Мы выставим его на геопортале Института динамики систем и теории управления СО РАН. Кроме того, по заказу органов власти из этого большого атласа мы сможем издавать отдельные карты для субъектов РФ, муниципальных районов и аймаков.