В Иркутске нашли «середину Земли»
130-й квартал обретет символический смысл
Создание самого грандиозного в Иркутске за последнее десятилетие проекта регенерации исторической среды – 130-го квартала, более известного как «Иркутская слобода», близится к завершению.
Квартал уже получил высокую оценку в профессиональном сообществе и стал любимым местом отдыха иркутян. Но как любое большое дело, реализация проекта шла непросто, да и сегодня еще время от времени возникают проблемы. О том, как они решаются совместными усилиями властей, проектировщиков и инвесторов, а также какое развитие в городе может иметь концепция «Иркутской слободы», газете «Областная» рассказали архитекторы Елена Григорьева и Андрей Макаров.
Главная заслуга этого проекта в том, что он доказывает – деревянное наследие может работать в сегодняшних условиях, быть совместимым с современными функциями, привлекательным, доходным.
– Строительство квартала близится к завершению, и уже можно подвести промежуточные итоги?
Елена Григорьева (Е.Г.):– Квартал еще не построен, но уже любим иркутянами, и это в очередной раз доказало недавнее празднование Масленицы, на котором побывало 10 тыс. человек. Это, в частности, продемонстрировало, что кварталу остро не хватает главной площади, судьба которой не так давно решалась в правительстве области. Здесь сталкивались различные мнения, и был выбран согласительный вариант (подробнее об этом в выпусках №№ 15, 19 – Авт.). Интересно, что недавно в интернете появился список 30 лучших, или особо важных российских проектов последних лет, и 130-й квартал вошел в него наряду с такими объектами, как генплан Сколково. Список составляли независимые эксперты – архитекторы и критики. Кстати, название там несколько трансформировалось: «регенерация исторического квартала» там озвучено как «общественное пространство в историческом квартале». И у нас действительно были две задачи – регенерация наследия и его переосмысление в общественное пространство.
– Почему тогда строительство главной площади квартала было поставлено под сомнение?
Е.Г.: – Дело в том, что ряд застройщиков квартала подзабыли об этой общественно значимой сверхзадаче и увлеклись проектированием коммерческого объекта. Наша миссия была – напомнить им об этой функции, тем более что необходимость такой площади очевидна, ведь в городе фактически негде проводить массовые праздники.
– Частно-государственное партнерство сегодня – это объективная необходимость, ведь бюджет, как говорится, не резиновый, тем не менее, понятно, что инвестор всегда будет искать максимальную выгоду. Как в дальнейшем избежать подобных ситуаций?
А.М.: – При приготовлении любого блюда важно не пересолить его, также и здесь нужно найти правильную пропорцию, соблюсти баланс интересов. И то решение, которое в итоге было принято по многофункциональному центру, наглядно это демонстрирует. Коммерция не должна выдавливать общественную функцию.
Е.Г.: – Я здесь бы даже не указывала на какие-то недоработки инвесторов, а призвала проектировщиков соблюдать утвержденную градостроительную документацию и стараться вписывать в нее нужные функции. Это особое искусство архитектора, но мы с этим сталкиваемся на каждом проекте – нужно соблюдать интересы города, работая на конкретного заказчика. А поставить идеальный для коммерческой функции торговый центр и забыть, что здесь должна быть площадь – не выход.
– Тем более что в городе масса торговых центров исключительно коммерческой направленности, хотелось, чтобы они выполняли также общественную и, возможно, культурную функции.
Е.Г.: – Это так. Важно, что, разбираясь в этой ситуации, идеолог проекта – губернатор Дмитрий Мезенцев, снова сделал акцент на музее авиации, той функции, которая уже практически уходила из этого пространства. И важно, что сейчас на плане первого этажа МФЦ одна тысяча квадратных метров запланирована под музей авиации. Мы сделали еще один акцент, спроектировав там огромную витрину, в которой будут выставлены небольшие модели самолетов, что привлечет людей, гуляющих по террасам возле этого центра.
– Можно ли юридически закрепить за объектом определенные функции?
А.М.: – К сожалению, вместе с проектом нам не были заказаны правила зонирования застройки, которые бы жестко определили регламент по использованию тех или иных территорий и высотность. Там можно было бы также прописать правила рекламы в квартале и сделать каталог малых форм.
Е.Г.:– Мы надеемся, что в ближайшее время правила зонирования будут выполнены. Иначе проблемы начнут возникать вновь и вновь. Пример тому – неподобающая функции квартала реклама на иностранных языках.
– Какие еще задачи нужно решить?
А.М.: – Одна из основных проблем – отсутствие надлежащего количества парковок. Сейчас обсуждается вопрос строительства гаража на противоположной стороне улицы 3-го Июля. И важно, чтобы этот гараж эстетически не вступил в конфликт с кварталом. Поэтому нужна детальная его проработка, равно как и моста через улицу 3-го Июля, и выходов к Ангаре. Ведь квартал нельзя рассматривать как отгороженное от города пространство. Его значимость именно в связях с рекой, с набережной. Когда мы делали концепцию, защищали ее в Москве, то говорили именно об этом. Очень бы хотелось, чтобы идеи квартала не закончились этим треугольником, а были продолжены и внедрены в общую ткань города.
Е.Г.: – Об этом говорилось с самого начала. Я помню первую прогулку, когда губернатор пригласил сюда академика Садовского из Санкт-Петербурга, и мы вместе с журналистами шли вдоль квартала, тогда еще трущобного, и говорили о том, что если на противоположной стороне появятся 16-этажные дома, то все будет бессмысленно. Все примыкающие кварталы имеют для проекта и города в целом чрезвычайную важность. Хотелось бы не повторять здесь ошибок с мостом, который возведен через улицу Седова: речь идет об асфальтовом покрытии, перилах, фонарях. Сейчас решается вопрос, как привести его в соответствующий вид, исправить ошибки. К сожалению, сам факт говорит о том, что его проект был сделан без привлечения квалифицированных дизайнеров. Это неприемлемо, нужно, чтобы внимание к этому объекту не ослабевало.
– Говорят, что в квартале немного нарушены масштабы построек?
Е.Г.: – Связано это с тем, что первоначальные функции некоторых объектов поменялись. Музеи и галереи не требовали большой высоты. Но если честно, я считаю, что и в ресторанчиках она не нужна, недаром многие любимые в Иркутске кафе находятся чуть ли не в подвалах. И некоторые архитекторы то ли поддались давлению инвестора, то ли не прочувствовали концепцию и завысили постройки почти в два раза. Наверное, нужна была более твердая воля фонда «Иркутская слобода», ведь выход из любого положения можно найти, не прибегая к изменению в проекте.
– Как говорится, бог в мелочах, и в квартале не обошлось без мелких ошибок, например, несоответствия фурнитуры и облицовочных материалов. Как это изменить и возможно ли избежать в дальнейшем таких недочетов?
А.М.: – Все мы помним тяжелые хрущевские времена, когда архитектор стал не нужен, а типовые проекты заполонили улицы наших городов. Мы не должны повторять ошибки прошлого – заменять архитектора строителем. Я считаю, что архитекторы должны участвовать в процессе, тогда и подобные проблемы можно будет избежать.
Е.Г.: – Будучи оптимистом, я верю, что некоторые очевидные ошибки можно поправить. А некоторые поправит время, состарив лощеные материалы. Где-то можно еще сделать облицовку тем рваным камнем, который предполагался, и который просто не успели вовремя поставить. Кроме того, придется менять некоторые элементы благоустройства, которые не выдержали сезона. Важно вспомнить о том, что вдоль квартала идет усадебное деление. Мне кажется, что появившиеся шлагбаумообразные воротца современного толка – неуместная вещь. Во всех проектах этих лотов заложены деревянные исторические, прямо с этого места, заборы и заплоты. Кроме того, что такое решение в ключе философии сибирской усадьбы еще и функционально.
Есть также один важный момент, и я очень рада, что губернатор обратил на него внимание руководителя фонда «Иркутская слобода» Игоря Потемкина. Дмитрий Федорович взял обещание, что он зарегистрирует каждое дерево и возьмет его под охрану. И это правильно, ведь исторические кварталы всегда очень зеленые. К сожалению, в спешке и при отсутствии навыков у наших строителей, которым проще зачистить площадку, множество деревьев были уничтожены. Важно сейчас сохранить реликтовую рощу лиственниц в сердце квартала. И Игорь Потемкин пообещал, что они будут возвращать в квартал деревья не только маленькие, но и крупные.
– 130-й квартал, безусловно, очень важный проект для Иркутска. В чем, на ваш взгляд, его значимость?
Е.Г.: – Главная заслуга этого проекта в том, что он доказывает – деревянное наследие может работать в сегодняшних условиях, быть совместимым с современными функциями, привлекательным, доходным. Кстати, на этом объекте выявилось, кто из подрядчиков способен воссоздать качественно деревянное здание, а кто нет.
– На ваш взгляд, другие кварталы должны регенерироваться по такому же принципу?
Е.Г.: – Существует такое понятие как гений места, и оно очень близко архитекторам. Каждый участок города имеет свой характер, свою историю, свою функцию, природный ландшафт и так далее, поэтому к нему нужно подходить индивидуально. Душа 130-го квартала – это общественное пространство, а в другом уголке города оно может быть не нужным. Универсальных рецептов нет, каждый уголок города индивидуален, как человек, со своим характером, болезнями, привычками и ресурсами.
А.М.: – Опасная, на мой взгляд, тенденция считать конец XIX века единственным, чем мы можем гордиться в архитектуре. Ведь на рубеже веков в России возник такой стиль, как конструктивизм, из которого вышла вся современная мировая архитектура. В Иркутске много достойных примеров этого направления, и нельзя вычеркнуть их из контекста города.
Е.Г.: – Кстати, рядом со 130-м кварталом есть музыкальный театр – пример современной архитектуры, которая произошла из конструктивизма. Это чрезвычайно уместное здание, напоминающее некое нагромождение скал. Недаром по рейтингу лучших произведений современной архитектуры в Иркутске этот объект набрал наибольшее количество голосов. И мы не могли игнорировать его при проектировании квартала, поэтому в нашем концептуальном проекте мы входили с ним в диалог. И подземный торговый центр был не зданием в полном смысле этого слова, а как бы оформлением рельефа, и его плоские кровли – террасы, как бы сама земля.
А.М.: – Это преемственность в градостроительном решении, нельзя ничего отметать, ведь архитектура отражает нашу историю. Например, очень хорошо, что Дмитрий Мезенцев спас каток в Академгородке, который хотели снести вместе с Павловским домом на сквере Кирова. Я считаю, не нужно торопиться что-то вычеркивать и пускать под бульдозер, а наоборот, стараться возродить, реанимировать. Жизнь меняется, меняются функции отдельных зданий, но есть определенный скелет города: улицы, площади, парки, скверы, и все это обозначено красными линиями, за которыми нельзя строить даже очень красивые дома. Это рождает множество проблем, в том числе пробки на дорогах, плохую экологию, утрату многих общественных функций. Эти проблемы нужно решать комплексно.
– Говорят, что у главной площади появился некий символически образ?
Е.Г.: – Мы рады, что нашли понимание у инвестора, руководителей фонда «Иркутская слобода» и правительства области, вернув главную площадь в 130-й квартал. И мы, действительно, придумали для нее некий привлекательный имидж, в который заложена цитата из неофициального гимна города «Любимый Иркутск – середина Земли». На нижнем уровне мы нашли точку пересечения осей, от которой расходятся лучи, и предлагаем считать ее той самой серединой Земли, о которой поется в песне. Она будет обозначена медным мощением, там можно будет загадывать желание, а лучи, расходящиеся в разные стороны света, в ночное время будут подсвечены. То есть песня станет былью.
Интересно, что недавно в интернете появился список 30 лучших, или особо важных российских проектов последних лет, и 130-й квартал вошел в него наряду с такими объектами, как генплан Сколково.