16.03.2012 08:15
Рубрики
Экономика
Теги
16.03.2012 08:15

На линии фронта с беловоротничковой преступностью

Казнокрады, взяточники, нечистые на руку предприниматели, мошенники – с таким контингентом приходится иметь дело сотрудникам Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) ГУМВД России по Иркутской области.

Только за два месяца этого года его силами было выявлено 340 различных преступлений. О трудностях борьбы с беловоротничковой преступностью, новых подходах к работе и других нюансах службы ведомства в канун его профессионального праздника (16 марта) рассказал начальник управления Александр Федоров.

Недавно была раскрыта преступная группа в Иркутске. Под вывеской риэлторского центра она предлагала жителям областного центра принять участие в долевом строительстве дома, которого на самом деле не было. Сумма ущерба, нанесенного обманутым дольщикам, сейчас составляет около 13 млн рублей.

15 марта в Иркутске сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области задержали крупную партию фальшивой водки. Она прибыла в Прибайкалье по железной дороге из Владикавказа. Груз бутлегеров оказался внушительным – более 30 тыс. бутылок. По данному факту, возможно, будет возбуждено уголовное дело по 327 и 171 статьям Уголовного кодекса РФ (подделка документов и незаконное предпринимательство). Получатель этого алкоголя вряд ли предъявит свои права на него. В подобных случаях владельцы всегда предпочитают отказаться от груза, называя факт отправки недоразумением.

– А что будет с этой водкой? – спрашиваю у начальника УЭБиПК.

– Росимущество, как представитель государства, признает ее бесхозяйной и передаст специализированным предприятиям на переработку, либо уничтожение.

С начала этого года оперативниками было изъято около 200 тонн фальшивой алкогольной продукции. Она, как правило, поступает в Иркутскую область с Северного Кавказа. Это либо неучтенный спирт с заводов, либо суррогат. Фальшивая продукция обклеивается поддельными акцизными марками.

– Усолье-Сибирское – по-прежнему столица спирторговли в Приангарье?

– Раньше так и было. На так называемую большую базу приходило по три-четыре цистерны спирта, который потом через посредников повсеместно реализовывался розничными торговцами. Именно их чаще всего задерживали. Но ситуация изменилась. Все меньшее число людей стало заниматься этим криминальным бизнесом. А мы сейчас перекрываем крупные каналы поставок фальшивой спиртосодержащей продукции.

Как пояснил Александр Федоров, в ходе реформы в целом изменился подход к определению эффективности службы сотрудников управления. Если раньше при так называемом палочном подсчете в плюсы милиционерам ставилось в первую очередь общее количество выявленных преступлений, то сейчас больше поощряется качество работы оперативников: сколько по их разработкам расследовано и направлено в суд уголовных дел, каков процент групповых и тяжелых преступлений.

Реформа позволила также избавиться от ненужных кадров. В последние годы милиция несла серьезные репутационные потери, и подразделение по борьбе с экономическими преступлениями в том числе. Дыма без огня не бывает. Вмешательство в войны собственников, рейдерство, так называемые крышевание и вымогательство денег у коммерсантов не обошло стороной и ОВД Прибайкалья. Поэтому не стоит удивляться, почему в ходе реформирования некоторые структуры полиции, в том числе и это управление несколько раз было реорганизовано и меняло свое название. Таким образом было проще с юридической точки зрения отказаться от услуг людей, не внушающих доверие.

– Всех вывели за штат, прошла переаттестация, ряду сотрудников не предложили должности в новой структуре. На это повлияли в том числе инициативы службы собственной безопасности инспекции по личному составу, ФСБ. У них имелись компрометирующие материалы на некоторых милиционеров: сокрытие фактов привлечения к административной ответственности; чрезмерное употребление алкоголя; грубые нарушения правил дорожного движения. В итоге десять человек переаттестацию не прошли. Мы пытаемся сами бороться с такими людьми в наших рядах, – подчеркивает начальник управления.

Сейчас, когда зарплата сотрудников органов внутренних дел значительно выросла, от них ждут и более эффективной работы. Тем более что беловоротничковая преступность – очень серьезный противник, хорошо оснащенный технически. Александр Федоров достает из стола купюру достоинством в одну тысячу рублей. Цвет, водяные знаки, встроенная нить – все вроде бы в порядке. Однако это подделка. Отличить ее от настоящего дензнака можно только в расчетных центрах. Группу, которая занималась изготовлением образцов национальной валюты, оперативники задержали месяц назад. Среди подозреваемых оказался мужчина, недавно судимый условно за подобное преступление.

– Когда-то фальшивомонетчиков наказывали очень строго. Да и сотрудников отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) боялись, как огня.

– Потому что в Советском Союзе многие экономические статьи были расстрельными. Сейчас законодательство лояльное. Например, арест к лицам, совершившим экономические преступления, практически не применяется. Когда подозреваемый остается на свободе, труднее собрать доказательную базу, найти имущество, которое подлежит аресту. Преступники скрывают дополнительные материальные ресурсы. Не стоит забывать, что, находясь вне свободы, человек может более откровенно давать признательные показания. К тому же подозреваемые, которым положено быть под подпиской о невыезде, нередко скрываются, – поясняет Александр Федоров.

Так, сейчас в бегах находится организатор финансовой пирамиды «Виват», от действий которого пострадали доверчивые вкладчики. Чтобы установить истину по делу, придется затратить немало ресурсов, в том числе и материальных.

Полицейские напоминают, что экономические преступники не действуют спонтанно. И совершают они не одно, а ряд противозаконных действий. Схема известна: создаются группы, в них распределяются роли. Злоумышленники снимают помещение, открывают контору, там для вида устанавливают оргтехнику. Недавно была раскрыта подобная группа в Иркутске. Под вывеской риэлторского центра она предлагала жителям областного центра принять участие в долевом строительстве дома, которого на самом деле не было. Сумма ущерба, нанесенного обманутым дольщикам, сейчас составляет около 13 млн рублей.

Но главная задача ведомства – работа в рамках антикоррупционного законодательства в отношении чиновников исполнительной власти. Злоупотребления, взяточничества, служебные подлоги, незаконное участие в предпринимательской деятельности, нецелевое расходование средств национальных проектов – оперативные разработки по этим делам ведут сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД. Благодаря их помощи были раскрыты факты коррупции в министерстве сельского хозяйства региона, аварийно-спасательной службе области, в администрации Усолья и Нижнеилимского района, в думе Чунского района. Эти дела расследуются в Следственном комитете.

Сейчас сотрудники управления готовят новые материалы. Так, в Слюдянском районе раскрыта схема незаконной выдачи субсидий на поддержку малого бизнеса, аналогичные правонарушения выявлены в Усть-Илимском районе. Десятки представителей правоохранительных органов проходят подозреваемыми по делу о мошенничестве с компенсациями за проезд. Есть у подразделения наработки в отношении некоторых мэров и депутатов.