23.03.2012 08:15
Рубрики
Культура
23.03.2012 08:15

Грезы и инновации

В «Аистенке» поставили спектакль по мотивам повести «Алые паруса»

Премьера постановки «Пристань алых грез», которую называют самым масштабным проектом Иркутского областного театра кукол «Аистенок» за всю его историю, состоялась 21 марта.

Спектакль поражает техническим масштабом, ведь в нем помимо традиционных планшетных кукол есть драматическая актерская игра, видеоинсталляция, рок-музыка в живом исполнении и необычные эффектные декорации. Причем такой инновационный подход был непременным условием получения гранта на 700 тыс. рублей от фонда Михаила Прохорова для создания спектакля. Общая его стоимость составила 1 млн рублей.

– Мы хотели поэкспериментировать, ввести в нашу постановку что-то новое, – рассказал художественный руководитель театра, режиссер Юрий Уткин. – Работа над спектаклем шла около года. Честно говоря, мы задумывали большее, но техника не позволила нам осуществить все замыслы.

Однако и того, что техника позволила, с лихвой хватило бы на несколько спектаклей. Начнем с того, что сцену для этой постановки преобразили кардинально. Замысловатые, состоящие из множества деталей декорации, рамкой обрамляющие сцену, воспроизводят то ли атмосферу рыбацкого трактира, то ли современное оформление кафе в этом стиле. В центре – металлический круг, внутри которого прямоугольный экран в раме, затянутый прозрачной тканью. На него транслируется и видеоряд, и куклы внутри него рассказывают классическую историю про Ассоль. Иногда на них одновременно проецируется видео, что усиливает ощущение живости происходящего и придает ему большую визуальную выпуклость.

На подмостках же, которые на несколько метров уходят в зрительный зал, живые актеры фантазируют на тему – как бы протекала жизнь в городке Каперна 100 лет спустя. Вернее, играют то, что нафантазировал красноярский драматург Александр Хромов. Его история хоть написана в ключе самого романтического произведения Александра Грина, но сильно отличается по языку и ясности сюжетных линий. Изначальной задумкой было осовременить эту историю.

– Театр призван в первую очередь рассказывать о сегодняшнем дне, поэтому мы не стремились передавать литературу, – рассказал режиссер Юрий Уткин. – Хочется, чтобы зритель проецировал действие спектакля на себя, ведь эта история о любви, верности и мечте – вечна. Нам с драматургом показалось, что одна из основных задач – не рассказать историю досконально, а передать ключевые моменты так, чтобы у людей появилось желание прочитать Грина.

И такое желание возникает, особенно у тех, кто читал его раньше, потому что в новой пьесе эта история иногда тонет в мудреных диалогах героев и в попытке обратиться к подсознанию зрителей. Хотя сама идея развития классического сюжета про Ассоль, действительно, современна и актуальна, жаль только драматическая игра артистов уступает кукольному представлению.

В новой истории современный Мэнерс (Виктор Воронцов) зарабатывает деньги на прекрасной легенде, и это действительно реалии сегодняшнего дня. Он придумал шоу «Ассоль года», где самая красивая девушка Каперны раз в год поднимается на палубу корабля под алыми парусами к современному Грэю, какому-нибудь известному артисту или музыканту, и никто не знает, куда она потом исчезает. Однажды принцем становится рок-звезда Артур, по совместительству потомок настоящих Грэя и Ассоль (Роман Зорин). Попав в таверну Мэнерса, он знакомится с художницей, рисующей будущее и управляющей кафе Мэри, которая раньше была Ассоль (Диана Бронникова), но в желании избежать насмешек сменила имя. Ее вырастил Эгль (Евгений Степкин), тот самый волшебник, который когда-то заронил в настоящую Ассоль мечту об алых парусах и который почему-то не может умереть. Кроме того, в постановке возникает еще один персонаж Грина Фрэзи Грант – бегущая по волнам из одноименного произведения Александра Грина, и выясняется, что она в детстве часто являлась Артуру, недаром он в честь нее назвал свою группу. Заканчивается все хэппи-эндом, Эгль сбивает спесь с зазнавшейся рок-звезды, Артур становится Грэем, разоблачает преступника Мэнерса, который оказывается просто сбрасывал победительниц конкурса в море. И в финале само собой предполагается, что они с Ассоль будут жить долго и счастливо.

– Не зря произведения Грина назвали Гринландией, ведь его книги это целая страна, и мы постарались тоже создать здесь собственное пространство, которое могло бы быть у автора, – пояснил Юрий Уткин. – У нас есть мистика, лирика, романтика – всего понемногу. Ведь Грин в своих произведениях тоже и мистик, и фантаст.

Появляется в спектакле и рок-группа. Ребята играют как бы за экраном, в другом измерении, демонстрируя хорошие вокальные данные. В целом постановка получилась  интересной. Режиссеру удалось соединить множество выразительных средств и сделать из этого прочно скроенное лоскутное полотно. Жаль только, что текст современной пьесы не только не делает историю достоянием сегодняшнего дня, но и резонирует с выверенными по содержанию и форме фразами Александра Грина. Кроме того, главные герои Мэри и Ассоль, да и сам Эгль, кажется, не до конца прониклись этой историей, а может быть, им как раз мешает местами неловкий текст. Кроме того, главным героям нужно более тщательно поработать над вокалом, ведь их главная музыкальная тема является одним из смысловых ядер постановки. Хотелось бы, чтобы эти шероховатости со временем были сглажены и не мешали зрителям оценить масштаб и красоту изначального замысла «Пристани алых грез».