Детский омбудсмен отчитался о соблюдении детских прав
Детский омбудсмен Светлана Семенова подготовила первый доклад по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2011 году. Об этом сообщили в пресс-службе управляющего по правам ребенка.
Напомним, Светлана Семенова была назначена уполномоченным по правам ребенка в Приангарье 16 февраля прошлого года решением Законодательного Собрания региона.
Первый доклад был подготовлен на основе анализа и обобщения обращений граждан, результатов проверок, проведенных уполномоченным, официальных статистических данных, информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, сведений, полученных уполномоченным в ходе участия в различных мероприятиях по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
[EXP]
В докладе приведены общая оценка обеспечения прав детей в Приангарье, анализ обращений к уполномоченному по правам ребенка, соблюдение прав детей в отдельных сферах: право на жизнь и безопасность, право на отдых и оздоровление, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, права детей-инвалидов, соблюдение жилищных и имущественных прав детей, право жить и воспитываться в семье, право на защиту от жестокого обращения и насилия, защита прав детей по вопросам гражданства, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, в докладе отражена работа Уполномоченного с органами власти и институтами гражданского общества, работа по созданию общественных институтов, правовое просвещение детей и родителей.
Как отметила Светлана Семенова, российская система защиты детства переживает период активной модернизации.
В ежегодном послании Федеральному Собранию на 2011 год Президент РФ Д. Медведев в числе национальных государственных приоритетов определил заботу о детях, поддержку института семьи, материнства и детства. Проблем в этой сфере немало: нехватка мест в детских садах, безнадзорность, социальное сиротство, нарушение прав детей-инвалидов, увеличение числа нарко-, табако- и алкоголезависимых несовершеннолетних.
Поэтому построение эффективной системы защиты детства – сложный и многогранный процесс, требующий межведомственного и междисциплинарного подхода. Сегодня в него вовлечены законодательные и исполнительные органы власти, государственные учреждения, общественные организации и научное сообщество. Они занимаются разными аспектами проблемы, предлагают новые подходы, но едва ли не в один голос говорят о том, что «центр тяжести» новой системы должен приходиться на профилактику кризисных ситуаций.
Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав сложилась в нашей стране достаточно давно. К сожалению, реальное положение дел в сфере защиты детства свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля: на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. За прошедший год институт Уполномоченного по правам ребенка стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в ней свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но взаимодействуя с ними в тесном контакте. Востребованность этого института подтверждается большим количеством обращений. Так, в 2011 году к Уполномоченному поступило более 1500 обращений. Это индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод детей, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике; предложения об участии в проектах правозащитной направленности, а также о взаимодействии с органами исполнительной власти и общественными организациями.
К числу ключевых задач, стоящих перед институтом Уполномоченного в 2011 году, относилось не только решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав конкретных детей, но и улучшение положения детей, проживающих в регионе в целом. А также активизация решения существующих проблем в области социальной защиты, образования, воспитания, обеспечения занятости, здоровья и развития подрастающего поколения. Для выполнения этих задач в докладе Уполномоченного приведены рекомендации для органов власти и органов местного самоуправления по исправлению кризисных ситуаций.
Материалы и выводы доклада могут быть учтены в дальнейшем развитии государственной политики по улучшению положения детей в Иркутской области.
[/EXP]