Окно в мировую экономику
Вступление в ВТО по-разному отразится на рынках Приангарья
Китайская продукция, которая наступает на рынки Приангарья, может стать настоящим бичом для экономики Иркутской области. Особенно сильно этого опасаются местные производители в связи с официальным вхождением России в ВТО – оно запланировано на июль 2012 года.
Почти 18 лет Россия намеривалась вступить во Всемирную торговую организацию, договаривалась о приемлемых для государства условиях. Венцом переговоров является протокол о вступлении в ВТО, который должен быть ратифицирован до 15 июня 2012 года. После этого через месяц Россия станет членом торговой организации, то есть открытой для зарубежного бизнеса, который, скорее всего, незамедлительно атакует российские рынки.
Азиатские производители после вхождения России в ВТО способны составить конкуренцию пищевикам Приангарья. Сегодня в Китае строится мощный масложиркомбинат, который намерен экспортировать дешевую продукцию в Иркутскую область. Хотя ряд направлений пищеперерабатывающей промышленности не затронет массовая торговая экспансия. Среди них производство скоропортящейся продукции – молоко, яйцо, охлажденное мясо кур.
– Нельзя сказать, вкусный хлеб или нет, пока его не попробуешь, то же самое с ВТО, – отмечает президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константин Шаврин. – В торговую организацию входит около 130 стран, выработаны определенные цивилизованные правила. Россия долгие годы вела переговоры об условиях вступления в ВТО, и многие нюансы были решены в пользу нашего государства. Но точно сказать, кто найдет, а кто потеряет, на данный момент сложно.
Сейчас нет комплексной оценки последствий вступления России в ВТО для экономики страны и тем более для регионов. Но прогнозы строятся уже не первый год. Мнения экспертов во многом сходятся. Например, в том, что вступление во Всемирную торговую организацию не окажет ощутимого влияния на условия работы экспортоориентированных предприятий. ВТО, прежде всего, регулирует торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией. Основу же регионального экспорта составляют сырье и полуфабрикаты, которые и сегодня допускаются на внешние рынки почти без ограничений. К тому же предприятия, экспортирующие свою продукцию, уже давно работают по международным стандартам.
– В Иркутской области экспортно-направленная экономика, поэтому крупные участники внешнеэкономической деятельности только выиграют от вхождения России в ВТО, так как будут сняты торговые барьеры, – добавил Константин Шаврин. – Кроме того, они смогут гораздо дешевле модернизировать производство, ведь зарубежное оборудование снизится в цене в результате уменьшения таможенных пошлин.
Эксперты также заявляют, что экспортная продукция предприятий Иркутской области в какой-то степени будет защищена от антидемпинговых ограничений на мировых рынках сбыта. Преимущества ВТО получат в первую очередь металлургическая, химическая и горнодобывающая промышленность.
А местные производители, ориентированные на внутренний рынок страны, после вступления России в ВТО могут сильно пострадать. Экономисты прогнозируют спад в автомобильной, авиационной (гражданского назначения), химико-фармацевтической, легкой и микробиологической промышленности, машиностроении. Этому будет способствовать масштабная экономическая экспансия транснациональных и международных корпораций, которые выпускают продукцию высокого качества и сбывают ее по низким ценам.
Негативные последствия от вступления в ВТО специалисты предвещают для сельского хозяйства и пищеперерабатывающей промышленности. По словам доцента кафедры «Финансы и кредит» национального исследовательского Иркутского государственного технического университета Сергея Синицкого, у местных производителей мало преимуществ перед иностранными предприятиями. Особенно перед азиатскими странами. Низкая конкурентоспособность объясняется климатическими условиями Приангарья (высокие издержки производства), а также слабым управленческим опытом и уровнем современных технологий.
– Я не вижу ничего страшного в открытии российского сельскохозяйственного рынка для иностранных компаний, – полагает председатель Союза агропромышленников региона Павел Соболев. – Да, по многим продуктам азиатские страны могут составить высокую конкуренцию, но местные производители знают специфику регионального рынка, его проблемы, находятся в постоянном взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти.
Заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров заметил, что есть временная отсрочка по массовому внедрению импортной продукции на российский рынок. За это время (около четырех лет) агропромышленный комплекс ждет обильное финансирование государства – до 9 млрд долларов, которые пойдут на развитие сельского хозяйства и социальной инфраструктуры на селе. Еще один лояльный к агропромышленному комплексу шаг – сохранение квот на импортное мясо.
– В Иркутской области необходимо развивать культ потребления местной продукции, – считает Кузьма Алдаров. – В Корее, например, импортное продовольствие даже из Иркутской области будет дешевле местного. Однако жители выберут все-таки корейский продукт, потому что в этой стране развито чувство патриотизма.
В пищеперерабатывающей промышленности витают не особо радужные настроения. Заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности Группы компаний «Янта» Сергей Лекарев думает, что азиатские производители после вхождения России в ВТО способны составить конкуренцию пищевикам Приагарья. Например, по его данным, сегодня в Китае строится мощный масложиркомбинат, который намерен экспортировать дешевую продукцию в Иркутскую область. Хотя ряд направлений пищеперерабатывающей промышленности не затронет массовая торговая экспансия. Среди них производство скоропортящейся продукции – молоко, яйцо, охлажденное мясо кур.
– Наша главная задача теперь – не опустить качество местной продукции до уровня интервентов, – заключил Сергей Лекарев.
От снятия экономического железного занавеса также может пострадать и малое предпринимательство. Эксперты считают, что этот сектор экономики более уязвим из-за низкой конкурентоспособности, чем средний и крупный бизнес. Однако директор АНО «Иркутское агентство развития бизнеса» Владимир Снегирев видит больше плюсов, чем минусов от вступления в ВТО:
– У компаний, которые экспортируют товары за рубеж, появится больше возможностей. Их в малом бизнесе пока немного, но открытие торговых границ будет способствовать появлению новых предприятий, ориентированных на экспорт. К примеру, теперь есть возможность продавать байкальскую воду за рубеж под своим брендом с наименьшими издержками. Этим направлением как раз может заняться малый бизнес. Мне кажется, членство в ВТО привлечет инвесторов в наш регион, потому что на Россию будут распространяться мировые требования по защите инвестиций. Еще один плюс – снижение стоимости кредитных ресурсов в результате повышения конкуренции на финансовом рынке. А дешевые займы позволят малому бизнесу развиваться динамичнее. Да и в целом вхождение России в ВТО должно послужить серьезным и мощным стимулом для развития малого предпринимательства.
Владимир Снегирев указал еще на тот факт, что дешевые товары и услуги не хлынут в одночасье на рынок Приангарья – определен переходный период, на протяжении которого таможенные пошлины будут снижаться постепенно.
– Потребителям вступление в ВТО будет только на руку – они получат более качественные и недорогие продукты, – подытожил Константин Шаврин. – Компании же находятся в ожидании, когда заработает новый торговый механизм. Если государство выполнит все обещания и обязательства по развитию экономики, внедрению инноваций, поддержке модернизации, тогда проблем будет мало.