Омбудсмены пойдут в школы
Правовое просвещение участников образовательного процесса и защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении станут главными задачами школьных омбудсменов, которые вскоре появятся в школах Приангарья. Об этом сообщили в пресс-службе детского омбудсмена.
Над этим проектом сейчас работает аппарат уполномоченного по правам ребенка Иркутской области. Также школьные омбудсмены займутся формированием правового пространства в образовательном учреждении, правовой культуры и правового сознания, воспитанием личности, способной к социализации в условиях гражданского общества, совершенствованием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Кроме того, они будут оказывать всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка, оказывать помощь родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях и заниматься профилактикой нарушений прав детей.
По данным аппарата уполномоченного, в Иркутской области много нарушений прав детей и часто приходится сталкиваться с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Школьным уполномоченным по правам ребенка должен быть человек, которому доверяют и ученики, и родители, и педагоги.
Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения. Этим и будут заниматься школьные уполномоченные по правам ребенка. Подобные структуры созданы в Красноярском и Пермском краях, Саратовской области и других регионах России. Их опыт возьмет за основу и аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.
Например, в Саратовской области только за 2006-2007 учебный год в адрес школьных уполномоченных поступило 7289 обращений по вопросам разъяснения прав и обязанностей участников образовательного процесса, защиты их прав и достоинства. Наибольшее количество обращений принадлежит учащимся 4301 (59% от общего количества), 1654 (22,69%) жалоб поступило от родителей и 1334 обращения (18,3%) написаны учителями. Деятельность уполномоченных способствовала не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, развитию инновационных форм правовой работы и, как следствие, повышению правовой осведомленности. Дети, родители и педагоги в большей степени осознали, что закон – не цель, а средство для развития толерантных отношений.