Наркоманию не победить без реабилитации
В Иркутске прошла конференция, где специалисты по наркологии, сотрудники ФСКН, представители церкви, общественных организаций обсудили вопросы выработки стандартов реабилитации наркозависимых.
Средний возраст наркомана в Иркутской области существенно увеличился – с 20 до 27 лет. Это говорит о том, что молодежь все меньше вовлекается в страшную беду. Тем не менее по уровню наркотизации наш регион остается одним из лидеров по стране, а в сравнении со всем Сибирским федеральным округом показатели превышают в полтора раза.
Все без исключения участники конференции отметили, что излечить от наркомании можно только при желании самого больного. Устранение физической зависимости – это полдела. Главное – избавить человека от психической зависимости.
Участники конференции «Наркология: внедрение инновационных технологий в системе реабилитации» отмечали, что в Приангарье существует более 50 различных реабилитационых центров, однако отсутствует механизм контроля за их деятельностью, не говоря уже о том, что до сих пор нет единой методики реабилитации.
– Это создает предпосылки для внедрения в реабилитационный процесс «сомнительных» методов и создания центров реабилитации на базе религиозных сект, – заявил руководитель Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области Алексей Зяблицкий.
Православный священник отец Владимир возглавляет Душепопечительский центр имени св. Иннокентия Иркутского для пострадавших от наркомании, алкоголизма и других видов зависимости. Этот центр работает уже 12 лет и за это время вернул к полноценной жизни десятки наркоманов. Здесь помогают не только избавиться от недуга, но и способствуют нравственному возрождению личности. По мнению отца Владимира, пьянство и наркомания – это не историческая черта русского народа. Во все времена Россия считалась одной из самых трезвых стран мира. В Российской Империи употребляли алкоголь меньше половины мужчин и только 0,2% женщин когда-либо притрагивались к спиртному.
– В Советском Союзе общество также не было поражено пьянством и наркоманией, но ситуация начала ухудшаться с 1953 года. А сейчас это настоящий бич нашей страны, – сказал отец Владимир.
Все без исключения участники конференции отметили, что излечить от наркомании можно только при желании самого больного. Устранение физической зависимости – это полдела. Главное – избавить человека от психической зависимости. В этом помогают труд, семья, спорт, изменение круга общения. Многое зависит и от тех, кто непосредственно проводит реабилитацию.
– В реабилитационных отделениях действует принцип партнерства. Мы это учитываем при наборе работников. Мы проводим в отделении социометрию. Сами пациенты оценивают весь персонал, от заведующего до нянечки, – рассказал зав. отделением социально-медицинской реабилитации Ангарской областной психиатрической больницы Андрей Михайлов.
В первый день работы конференции были презентованы различные подходы к реабилитации. А на следующий день состоялся круглый стол, на котором обсуждалась региональная модель третичной профилактики наркомании – восстановление личности человека и ее функционирование в обществе после проведенного лечения.
– Те стандарты, которые существуют сейчас, не в полной мере удовлетворяют нас. Хотелось бы, чтобы они были универсальными для территорий. Третичная профилактика в программах практически не прописана. И поддержки нет. А ведь один активный наркоман за год в Иркутской области собирает вокруг себя группу из десяти человек, – подчеркнул председатель регионального отделения фонда «Нет алкоголизму и наркотикам» Игорь Ванкон.
Участники конференции также сообщили о том, что в некоторых городах Приангарья набирает обороты употребление дезоморфина, способного уничтожить человека за считанные месяцы. В частности, был озвучен город Алзамай, где, по мнению наркологов, молодежь поголовно «сидит» на дезоморфине. Сотрудники ФСКН взяли эту информацию на контроль.