11.04.2012 07:15
Рубрики
Общество
11.04.2012 07:15

В Приангарье выбрали деревенскую красавицу-искусницу

В минувшие выходные в селе Новогромово Черемховского района состоялся III областной конкурс «Деревенская красавица-искусница». За звание самой искусной мастерицы состязались 18 претенденток из Усть-Илимского, Казачинско-Ленского, Куйтунского, Усть-Кутского, Черемховского, Чунского, Заларинского, Тулунского, Нижнеудинского, Аларского и Ольхонского районов.

– В нынешнем году впервые мы решили провести конкурс в течение двух дней, – рассказывает заведующая отделом изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества областного дома народного творчества Наталья Ленкова. – В первый день соревнований претендентки в режиме реального времени создавали художественные изделия, во второй – состязались в творческих конкурсах: «визитная карточка» и демонстрация национального костюма.

Самая юная участница конкурса 17-летняя Татьяна Тумаева из поселка Новочунский Чунского района не просто красавица. Девушка занимается ткачеством, мастерит удивительные по красоте предметы одежды, а еще она играет на гитаре, пианино, баяне, балалайке, увлекается спортом, восточными танцами, отлично учится в школе. Татьяна – победитель районного конкурса красоты.

– Я учусь в 10 классе, – рассказывает о себе девушка. – Ткачеством увлеклась в школе, преподаватель – Татьяна Васильевна Ровнягина – настолько интересно и необычно ведет кружок, что буквально заражает любовью к творчеству всех девчонок.

Дальнейшую судьбу Таня мечтает связать с медициной, но при этом занятия творчеством «ни за что не бросит».

– В жизни всегда должно оставаться время, которое ты посвящаешь занятию для души, – уверенно заявляет конкурсантка.

Мастерица из Ольхонского района Вера Мешкова поразила строгое жюри мастерски выполненной кожаной шкатулкой.

– Изделие выполнено из кожи и меха нерпы, – объясняет умелица. – В Еланцах, где я живу, у меня мастерская. Делаю амулеты, шкатулки, ювелирные украшения из бисера, кожи и меха. Все с национальным колоритом на основе бурятского эпоса. Изделия пользуются огромным спросом, особенно у зарубежных гостей. В ближайших планах – создать свой сайт и выйти на международный уровень.

Самая взрослая мастерица, 59-летняя Татьяна Павловна Попова, приехала на конкурс из далекого поселка Невон Усть-Илимского района. Специально для конкурса она создала обрядовую тряпичную куклу «Радость». О своем увлечении конкурсантка может говорить бесконечно:

– Русская тряпичная кукла разнообразна чрезвычайно. Это обереговая, обрядная кукла. Каждая несет определенный смысл, имеет определенное значение. Эта, например, «вешенка» – свадебная куколка, это «веничек» – «выметает» все негативное из дома, а это «неразлучники» – оберег для сохранения любви и счастья между супругами.

На вопрос: не боялась ли ехать на конкурс, Татьяна Попова отвечает:

– Участвовать, конечно, побаивалась, а потом решила: «Поеду! Себя покажу, на других погляжу!» Ну и подумаешь, что возраст не юный, зато мастерство и опыт огромные! И потом, победа это не главное. Побывав здесь, я увидела много уникальнейших изделий, новые технологии. Обязательно попробую освоить плетение из соломки и вышивку лентами, учиться ведь никогда не поздно! Я, например, до сих пор дистанционно учусь в Архангельском университете!

На сцену в ярком эвенкийском костюме поднимается Наталья Антипина, приехавшая из села Казачинское.

– Мой костюм символизирует бесконечные таежные просторы, – объясняет идею национального костюма конкурсантка. – Он имеет культовое значение. У эвенков существовало представление о вертикальном строении трех миров. Оно нашло отражение и в одежде. Верхний мир – мир небожителей – олицетворяют крупные бисерные розетки и металлический круг – солнце. Средний мир – людей – обозначен в силуэте и декоре плечевых украшений, нижний мир – мир духов – передан через вышивку подола платья и обуви, которая передает тему «Древа жизни», корнями уходящего в землю, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

У Натальи необычное увлечение. Она занимается изготовлением кукол в национальных эвенкийских нарядах. Каждая кукла стараниями Натальи имеет не только уникальный наряд, но и неповторимую внешность.

– В нашем районе, в поселке Вершина Ханда, есть компактно проживающие эвенки, – рассказывает девушка. – Их совсем немного. Село умирающее, старики уходят, молодежь разъезжается. Теряются культура, традиции, обычаи. Очень хочется не только сохранить ее, но и донести до людей. По старым фотографиям, альбомам я восстанавливаю не только одежду, но и пытаюсь передать лица своих земляков…

– Из года в год растет не только число участниц, но и мастерство умелиц, – подводит итог заведующая выставочным залом областного дома народного творчества Ольга Коробченко. – Появляются новые виды творчества, открываются новые имена. Для нас, как организаторов, последнее очень важно. В этот раз мы с радостью открыли для себя творчество мастериц из Казачинско-Ленского, Усть-Илимского и Ольхонского районов. Уверена, своим участием они доставили огромную радость всем, кто побывал на этом замечательном празднике мастерства и красоты.

После подведения итогов победа в III областном конкурсе «Деревенская красавица-искусница» была присуждена конкурсантке из села Бельск Черемховского района Светлане Бронниковой. Второе место разделили Вера Мешкова (Еланцы, Ольхонский район) и Татьяна Верхотурова (село Атагай Нижнеудинского района). Третье место присудили Татьяне Поповой (село Невон Усть-Илимского района) и Светлане Жемчуговой (поселок Александровск, Аларский район).

Кроме того, дипломантами конкурса стали шесть мастериц. Все они примут участие в финальном этапе состязаний, которые пройдут в Иркутске 25–27 сентября и будут приурочены к 75-летию Приангарья.

СПРАВКА:

Идея создания областного конкурса красоты «Деревенская красавица-искусница» принадлежит сотрудникам сектора изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГУК «Областной дом народного творчества и досуга» в 2006 году. Конкурс прошел в рамках реализации программы поддержки народных ремесел Иркутской области «Сибирь мастеровая», утвержденной советом по культуре и искусству губернатора Иркутской области 6 марта 2007 года, и был приурочен к празднованию 70-летия Иркутской области.