Людмила Берлина: Резервы бюджета необходимо направить на реальные проекты
На этой неделе председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина рассказала о приоритетах в законотворческой деятельности депутатского корпуса и о том, какие задачи ставят перед собой народные избранники за год до завершения срока своих полномочий.
Мы сегодня говорим: давайте дадим органам местного самоуправления ресурсы для ремонта дорог! Пора использовать имеющиеся в регионе резервы, направить их инфраструктурные проекты в муниципальных образованиях.
– Людмила Михайловна, какие вопросы у депутатского корпуса в повестке дня на сегодняшний день?
– Вопросов, которые находятся, что называется, на контроле, у нас всегда очень много. Однако если говорить о повседневной нашей деятельности, приоритетом всегда является работа с обращениями граждан. Именно они лежат в основе законотворческой активности, депутатских законодательных инициатив и решений по вносимым на рассмотрение законопроектам. Депутаты получают письма, в постоянном режиме общаются с избирателями в ходе личных встреч в избирательных округах, в общественной приемной Владимира Путина. Поступают вопросы и на наш официальный сайт.
В пределах нашей компетенции мы, безусловно, стремимся по максимуму возможного ответить на все обращения граждан. Но и там, где решение проблемы лежит в сфере ответственности, например, исполнительной власти – депутаты все равно выступают в качестве «стимулятора». Мы готовим запросы, ходатайства, обращая внимание соответствующих чиновников на тот или иной вопрос, с которым обратились к нам наши земляки. Это приносит свои плоды. Проблемы, как правило, решаются.
– А если говорить о стратегических приоритетах?
– На мой взгляд, сегодня очень важно последовательно продвигать тему повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Пока, к сожалению, мы много говорим о совершенствовании межбюджетных отношений, но реальных действий в этом направлении все равно недостаточно. Считаю, что на сегодняшний день назрел вопрос о корректировках закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», муниципальные образования должны иметь больше финансовых ресурсов. Одновременно следует подчеркнуть, что органы местного самоуправления должны быть более ответственными и прагматичными в расходовании бюджетных средств, эти деньги – не пиар!
В своем послании Федеральному собранию РФ президентом России Дмитрием Медведевым прямо отмечена необходимость значительного расширения источников доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные. По оценке президента, это должно создать условия для успешного развития территорий для более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами. Следует серьезно укрепить материальную базу муниципалитетов, местного самоуправления, как самого близкого к людям института власти. Муниципалитеты должны получить солидную и прогнозируемую финансовую основу для своей деятельности.
Это единственный инструмент, позволяющий на деле реализовать весь потенциал местного самоуправления, дающий возможность повысить качество жизни в городах и поселках, решить, наконец, целый воз накопившихся проблем. Частный пример, насущный для Иркутской области, – ситуация с ремонтом дорог в сельских и городских поселениях. Мы сегодня говорим: давайте дадим органам местного самоуправления ресурсы для ремонта дорог! Пора использовать имеющиеся в регионе резервы, направить их инфраструктурные проекты в муниципальных образованиях.
– Какова, на ваш взгляд, судьба дискуссии депутатов с правительством Иркутской области в отношении использования дополнительных бюджетных доходов?
– Почему у депутатов возникают вопросы к стратегии излишнего накопления резервов в областном бюджете? Потому что в случае нарастания внешнеэкономических проблем, к которым мы гипотетически должны быть готовы, никакие резервы не спасут экономику, которая структурно не защищена от кризиса. Именно поэтому мы против накопления «подушки безопасности», которая просто представляет собой деньги, лежащие без движения на счетах. Оставляя за скобками дискуссию по поводу защищенности этих средств от инфляционных факторов, могу сказать: возникает сомнение по поводу целесообразности накопления резервов на фоне целого ряда нерешенных проблем, остро требующих финансирования.
Речь не идет, безусловно, о «проедании ресурсов» – направлять деньги необходимо на инфраструктурные проекты, которые в будущем будут приносить прибыль, позволят создать рабочие места, станут стимулом для роста экономической активности населения. Как я уже говорила, для муниципалитетов остро стоит тема ремонта дорог, решения проблем водоснабжения. Сельхозтоваропроизводители регулярно озвучивают нам предложения возвратиться к практике создания откормочных площадок для крупного рогатого скота, а горожане ждут экологически чистого мяса и молока. Необходимо сохранить наши тепличные хозяйства – это ведь вопрос не только экономический, это и гарантия нашего с вами здоровья. Подобных идей много – их надо, на наш взгляд, детально прорабатывать и использовать для соответствующих бюджетных инвестиций.
Касаясь взаимодействия с правительством Иркутской области, могу сказать: депутаты всегда были последовательны, конструктивны и исходили из интересов наших избирателей. Когда идет процесс согласования позиций, когда все стороны слышат аргументы, – мы имеем возможность эффективно разрешить любой дискуссионный вопрос. Убеждена, что такой стиль сохранится и в будущем. В подавляющем своем большинстве депутаты оптимисты и созидатели.
– Тема парламентского контроля остается по-прежнему актуальной?
– Региональный парламент всегда был и остается силой, консолидирующей интересы жителей Иркутской области. А парламентский контроль – это действенный инструмент защиты интересов избирателей. Это обязанность депутата, неотъемлемая часть деятельности законодателей. Мы намерены по-прежнему реализовывать эти функции Законодательного Собрания. На контроле несколько важнейших депутатских запросов. На ближайших сессиях запланировано рассмотрение отчета губернатора, правительства о реализации программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011–2015 годы. Депутатские фракции в настоящее время активно работают над вопросами и предложениями по этой теме.
Возможно, назрела необходимость внесения определенных корректив в наши планы развития. Последнее полугодие ознаменовалось завершением «больших федеральных выборов», избран президент России, сформирован новый состав Государственной думы. Это подразумевает и новации в государственной политике, новые задачи и уточненные приоритеты.
Мы в настоящее время с коллегами активно работаем над темами, озвученными в своих программных статьях избранным 4 марта президентом РФ Владимиром Путиным – для того, чтобы на их основе сформировать среднесрочную стратегию совершенствования регионального законодательства. Можно сказать и по-другому: мы формируем повестку для достойного завершения срока полномочий Законодательного Собрания первого созыва объединенной Иркутской области!