13.04.2012 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
13.04.2012 07:15

Константин Зайцев:

ФНС позиционирует себя как клиентоориентированная служба

Объем поступлений в бюджеты всех уровней от налогоплательщиков Иркутской области в 2011 году возрос в два раза и составил 126 млрд рублей. Из них 85,5 млрд осталось в консолидированном бюджете Приангарья, что на треть больше прошлогодних показателей.

Руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области Константин Зайцев, занявший этот пост в январе текущего года, связывает рост с увеличением объемов промышленного производства и оборота хозяйствующих субъектов региона. И это, по его мнению, далеко не предел. Экс-депутат Государственной думы поделился с газетой «Областная» своими планами на новом посту.

Регион с неплохой экономической ситуацией

– За счет чего возросли объемы налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области?

– Есть три основных фактора – это рост фонда оплаты труда, улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и активная контрольная просветительская работа налоговых органов. Мы со своей стороны осуществляем пристальный контроль за процедурой возврата НДС, за деятельностью убыточных предприятий, пресекаем схемы сокрытия налоговой базы и неуплаты налогов. Нередки случаи, когда работодатель исчисляет подоходный налог с зарплаты сотрудников, но не перечисляет его в бюджет, таким образом кредитуясь за счет государства. Или же выплачивает часть заработка «в конверте».

В результате за прошлый год только налога на доходы в консолидированный бюджет области дополнительно поступило 1,3 млрд рублей. В отличие от других регионов страны, где идет снижение собираемости данного налога, в Иркутской области наоборот – рост. Это говорит о том, что в Приангарье сложилась очень неплохая экономическая ситуация.

– Какова доля местных налогов в общей сумме поступлений?

– 20% или около 17 млрд рублей. Это на 13,7% больше, чем в прошлом году. Но есть еще над чем подумать и поработать. В первую очередь – органам местного самоуправления, например, об увеличении сумм земельного налога. Довольно часто глава территории подписывает постановление о выделении земельного участка, но не предпринимает никаких действий, чтобы эта площадка была зарегистрирована, и с нее в муниципальный бюджет поступал налог.

– Вы можете оперировать конкретными цифрами?

– Да, например, в Ангарском районе мы выявили несколько тысяч земельных участков, права на которые не были зарегистрированы, и, с которых, соответственно, не уплачиваются налоги. Сейчас подобная работа ведется по всем районам. Есть территории, в которых муниципалитеты успешно проводят анализ и контроль использования земельных участков. В частности, в Иркутском районе.

На последнем совещании в правительстве по увеличению доходной части бюджета мы рассматривали возможность передачи органам местного самоуправления и части транспортного налога, который сегодня является региональным. Обсуждался также вариант не передачи, а введения некоторых стимулов для муниципальных образований. Допустим, когда средства из дорожного фонда выделяются территории в зависимости от уровня собираемости налога.

– Главы муниципалитетов убеждены, что в местных бюджетах должно оставаться больше налогов, чем сегодня.

– В 2011 году из 126 млрд рублей, мобилизованных на территории региона, 32% поступило в федеральный бюджет, 55% – в бюджет Иркутской области, 13% – в местные бюджеты. Как видите, львиная доля платежей остается в регионе. Вопрос о расширении источников региональных и местных бюджетов обсуждается уже давно. Об этом говорил и президент страны в последнем бюджетном послании. Вопрос сложный и рассматривать его нужно всесторонне, взвешивая как возможные источники доходов бюджетов, так и расходные полномочия этих бюджетов и федерального центра.

– Налогоплательщикам в этом году придет единое уведомление на уплату налогов. Это значит имущественные налоги объединяют?

– Пока нет. Просто с нынешнего года эти налоги гражданам нужно будет уплачивать примерно в одно время – в начале ноября.  Владельцам нескольких объектов имущества нужно осенью предусмотреть объединенные затраты в семейном бюджете. При этом для самого налогоплательщика ничего не изменится, зато власти смогут более точно планировать бюджетные траты, а  налоговая служба существенно сэкономит на почтовой доставке уведомлений. И эти средства государство сможет направить на решение социальных нужд населения.

 Долгов становится меньше

– Какова сегодня общая задолженность по налогам перед бюджетом?

– Принятые налоговыми органами меры по взысканию налогов в 2011 году позволили к концу года снизить размер задолженности на 16% или на 3,8 млрд рублей. На начало 2012 года она составляла 19,7 млрд рублей. Основными факторами снижения объема задолженности являются меры принудительного взыскания долгов и списание сумм, безнадежных к взысканию.

– Кто является основным должником?

– Предприятия торговой отрасли. Они задолжали государству 3,7 млрд рублей.

По 2 млрд рублей долга приходится на долю организаций строительства, лесного хозяйства, транспорта и связи.

– При администрировании какого налога больше всего проблем?

– Собираемость налогов неуклонно растет. Однако есть проблемы со злостными должниками. Мы вырабатываем совместные действия с органами МВД, следственным комитетом и прокуратурой, чтобы выявлять таких неплательщиков, на которых требования из налоговой не действуют. Кстати, среди должников есть и народные избранники. Хотя им, казалось бы, нужно своим примером показывать, каким должен быть добропорядочный гражданин.

– Как планируете бороться с ними?

– Всеми доступными законом методами, в том числе нестандартными. Я намерен придать огласке результаты нашей работы. Когда докажем в суде, что народный избранник долгое время не платил налоги, обязательно вам расскажем. В настоящее время в работе находится несколько материалов, но в суд они еще не направлены. Если оплата не поступит, начнем действовать.

Технологии на службе ФНС

– В прошлом году был запущен пилотный проект по предоставлению налогоплательщиками отчетности через интернет-сайт. Пользуется популярностью?

­ В июле прошлого года наша службы приступила к опытной эксплуатации интернет-сервиса, позволяющего представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через сайт ФНС России. В ходе тестирования выявлены некоторые технические недоработки, и период реализации пилотного проекта продлен до 15 июля текущего года. Это вполне нормальный процесс. Сначала мы отработаем систему, потом будем внедрять новый продукт повсеместно, чтобы налогоплательщики не сталкивались с трудностями. В нашем регионе новый способ сдачи отчетности отрабатывается на базе инспекции по Правобережному округу Иркутска.

Но уже и сейчас налогоплательщики активно используют систему предоставления отчетности через интернет. Сегодня ею пользуется более 13 тыс. юридических лиц или 72,5% от числа ведущих финансово-хозяйственную деятельность и 6 тыс. индивидуальных предпринимателей, что составляет 66,4% от числа тех из них, кто является работодателем.

– Какие еще информационно-технологические новинки внедряются в налоговой службе?

– Сегодня на нашем сайте граждане могут узнать свою задолженность и оплатить ее через интернет, если пользуются онлайн-платежами. Опция довольно популярна. В ближайшее время расширятся функции «Личного кабинета». Налогоплательщик сможет получать полную информацию о налогооблагаемом имуществе, которое за ним числится, суммах начисленных налогов и задолженности по каждому объекту. У него появится возможность при обнаружении неточности или ошибки прямо через интернет сразу же заявить о ней. Ведь случается, что в инспекцию не поступили вовремя сведения: машина уже продана, а на нее еще начисляется налог.

Руководитель с думским опытом

– Близка ли работа в налоговой службе специфике вашей прежней деятельности?

– Конечно. Достаточно посмотреть мою биографию. Первая специальность – бухгалтерский учет, анализ бухгалтерской деятельности и контроль. Более того, будучи депутатом Государственной думы третьего созыва, я с коллегами по депутатскому корпусу много работал над редактированием Налогового кодекса РФ. Мы постоянно что-то меняли, что-то отклоняли. Сейчас я вижу, что недоработок довольно много. Но при этом прекрасно понимаю, что писать закон, особенно на перспективу, очень сложно. Кстати, благодаря думскому опыту могу лучше оценить проблематику, которая сегодня существует.

– А прежние связи помогают?

– – Безусловно, поддерживаю прежние связи с бывшими коллегами. Обсуждаем острые проблемы применения законодательства на практике. Надо сказать, что в налоговой службе региона накоплен большой опыт правоприменительной практики. И мы постоянно направляем в ФНС России предложения по изменению и дополнению нормативных актов по налогообложению. За время моей работы мы уже направили два таких письма.

– Почему вы все-таки согласились занять пост руководителя налоговой службы?

– Предложили – согласился. Между прочим, после третьего созыва Госдумы я вернулся в Иркутскую область – работал главным федеральным инспектором. Моя семья не уезжала со мной в Москву – оставалась здесь. Как бы пафосно это не звучало, но я действительно люблю свою малую родину. Мне очень комфортно с людьми, которые здесь живут. Есть огромное желание реализовать себя на новом месте, успешно выполнив поставленные задачи.