Фабрика по производству крови
Сегодня, 20 апреля, в России отмечают национальный День донора. С начала года на иркутской областной станции переливания крови и ее филиалах заготовлено 1,9 тонны плазмы крови и 939 литров эритроцитов. Об этом «Областной» сообщила заведующая отделом заготовки крови Любовь Веревкина. Накануне праздника она познакомила нас с особенностями работы станции.
В понедельник в десять часов утра коридоры областной станции переливания крови практически пустые, сдать кровь ранним утром пришли лишь шесть человек. Сказывается начало недели и минувшие праздники.
В будни здесь не протолкнуться – за день бывает почти 50 доноров, рассказывает Любовь Веревкина. Но этого, по ее словам, все равно мало. Чтобы в норме обеспечить лечебные учреждения Иркутска кровью и ее компонентами, необходима кроводача минимум 80 доноров в день. В ближайшее время специалисты прогнозируют небольшое увеличение числа доноров – с 20 апреля в Приангарье начнет работать мобильная станция переливания крови.
Один из тех, кто пришел в понедельник утром сдавать кровь, – 20-летний студент ИГМУ Дмитрий Коробков. Донором он стал летом прошлого года. Сегодня Дмитрий сдает тромбоциты. Процедура занимает в среднем 1,5 часа. В аппарат вводятся все параметры донора – его рост, вес, данные анализов. Расходные материалы для проведения одной такой процедуры стоят почти 10 тыс. рублей, отмечает Любовь Веревкина. При этом за одну процедуру получается семь-восемь доз тромбоцитов, тогда как при обычной кроводаче – одна доза. Кроме того, качество тромбоцитов, получаемых в ходе тромбоцитафереза, выше. Кровяные пластинки отправляют в первую очередь в областную детскую больницу, говорит Любовь Веревкина. Сейчас на станции есть всего три аппарата для проведения этой процедуры.
– Вообще, тромбоциты – вещество дефицитное. Его нельзя заготовить впрок – оно может храниться до пяти дней. Тромбоциты необходимы в первую очередь взрослым и детям с онкогематологическими заболеваниями. За сутки для всех лечебных учреждений Иркутска удается заготавливать лишь 70–80 доз тромбоцитов – этого катастрофически мало. К слову, в Европе тромбоциты замораживают, однако у нас, как и во многих городах России, такой способ пока не практикуют, – говорит Любовь Веревкина.
[EXP]
После кроводачи кровь делится на эритроциты и плазму. Плазма должна пройти карантинное хранение в течение полугода в замораженном виде. После этого донору необходимо прийти на областную станцию еще раз, чтобы сдать анализы на наличие инфекционных заболеваний. И только при отрицательном результате плазма может быть использована. Вещество хранится три года, после этого его необходимо утилизировать, говорит Любовь Веревкина. Сейчас на карантине в областной станции переливания крови находится 10,8 тонны плазмы. Специальный сотрудник станции разыскивает всех, кто когда-то сдал кровь, но не пришел повторно. Это приносит результаты. За последнее время в лечебные учреждения области было выдано много плазмы, заготовленной еще в 2008–2009 годах. Существует еще один выход из ситуации: можно провести вирусную инактивацию плазмы. Для этого вещество обрабатывают на специальном аппарате мителеновой синькой и проводят гамма-облучение. Однако это удовольствие не из дешевых, поэтому проводят ее нечасто и лишь для той плазмы, срок годности которой подходит к концу.
Любовь Веревкина называет областную станцию переливания крови фабрикой по производству крови. С ней трудно не согласиться. Чтобы обеспечить кровью и ее компонентами все лечебные учреждения города, каждый день здесь трудится не один десяток человек. И прежде всего специалисты следят за безопасностью выданной крови. Так, она тщательно проверяется на наличие инфекций. В базу данных станции постоянно стекается информация из областного кожно-венерологического диспансера, СПИД-центра и т.д.
Круглые сутки на станции работает так называемая экспедиция – это своего рода операторская служба, куда поступают заказы на кровь и ее компоненты. Экспедиция работает непрерывно – ведь кровь может понадобиться в любое время. Однако, по словам заведующего экспедицией Николая Курносова, чаще всего кровь забирается по плановым заявкам. Всего с начала 2012 года на областной станции переливания крови заготовили 1,9 тонны плазмы и 939 литров эритроцитов. При этом в лечебные учреждения было выдано 2,1 тонна плазмы и 957 литров эритроцитов. Всего с начала года на станции и ее филиалах сдали кровь 6,2 тыс. человек.
По словам Любови Веревкиной, сегодня в Приангарье проживает более 5 тыс. почетных доноров. Это звание является федеральной наградой. Чтобы заслужить его, нужно безвозмездно сдать 40 раз кровь либо 60 раз – плазму.
– Вместе с удостоверением почетного донора человек получает неплохую материальную поддержку от государства, – говорит Любовь Веревкина. – Сейчас почетным донорам выплачивается около 10 тыс. рублей в год. Кроме того, для них действуют льготы при проезде на муниципальном транспорте и некоторых пригородных маршрутах. Доноры имеют право на медицинское обследование вне очереди. При наличии 20 лет трудового стажа почетный донор также заслуживает звание «Ветеран труда», а вместе с ним и дополнительные выплаты и льготы. Например, почетные доноры, являющиеся ветеранами труда, получают 50%-ную скидку на оплату света и коммунальных услуг.
Но все-таки большинство доноров сдают кровь не из-за материального стимулирования, а ради желания помочь людям. Кровь для переливания может понадобиться любому из нас, и в этом случае не будет играть роль ни финансовая обеспеченность человека, ни его социальный статус. [/EXP]