Абсолютное творчество художника Галины Новиковой

Имя Галины Новиковой, бесспорно, стоит в ряду самых известных иркутских художников. Парадоксально, но ее работы не оставляют равнодушными ни профессионалов, ни далеких от искусства людей. Многие называют Новикову истинно народным художником, хотя при жизни она успела стать только заслуженным, а искусствоведы считают, что Иркутску повезло стать местом рождения и точкой отсчета ее творчества.

Она умерла 12 лет назад, но имя Галины Новиковой никогда не исчезало из художественной жизни города: ее картины регулярно появляются на стенах музеев и галерей, продолжая расти в цене.

– Она была ярким, независимым человеком, таких советская власть не очень привечала, но если в Иркутск приезжала иностранная делегация или столичная знаменитость, обком партии непременно направлял гостей к ней в мастерскую, где была удивительная атмосфера творчества, – вспоминает искусствовед и подруга художницы Тамара Драница. – Ее мастерская была настолько популярным местом, что все таксисты в городе знали ее адрес, ведь многие ехали к ней прямо из аэропорта.

Судьба Галины Новиковой, полная творческих озарений и личных трагедий, во многом типична для целой плеяды талантливых художников второй половины ХХ века. Некоторые из них были ее учениками, большинство ушли из жизни в расцвете лет, не вписавшись в реалии нового времени.

– Галина Новикова была соавтором одного из самых драматических сюжетов «иркутской истории» изобразительного искусства рубежа XX–XXI веков и невольным свидетелем преждевременного завершения творческих биографий тогда еще молодых прижизненных классиков Сергея Коренева, Бориса Десяткина, Юрия Митькина, – пояснила Тамара Драница. «Потерянное поколение» художников не стало поколением нигилистов и ниспровергателей. В их коротком творческом времени царил культ учителей и духовных наставников. Важно, что их интеллектуально-метафорические, субъективно-романтические, лирико-психологические концепции возникли в недрах старого реалистического метода.

[EXP]

Творчество Галины Новиковой – не только классика иркутской школы, но и реальность в современном изобразительном искусстве. Недаром ее работы находятся во многих музеях России и Европы, в частных коллекциях. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева и Саянская картинная галерея также владеют значительным собранием картин художницы.

– Всю свою жизнь Галина Новикова посвятила Человеку, и это служение вылилось в сотни живописных портретов и графических листов, – рассказала Тамара Драница. – Каждая встреча с интересным человеком заканчивалась портретом. Она писала Бэллу Ахмадулину, Михаила Ульянова, Виктора Астафьева, Марка Сергеева, Нелли Матханову. Академики, музыканты, ученые шли к ней не только позировать, но еще и поговорить, так как она обладала живым умом, особым творческим восприятием реальности.

Искусствоведа Тамару Драницу недаром часто называют биографом Галины Новиковой, ведь долгие годы их связывали не только отношения творца и исследователя, но и крепкая дружба. Логично, что сейчас, когда боль от потери близкого человека притупилась, Тамара Драница намерена написать монографию о Галине Новиковой, тем более что ее последний супруг Валерий Распопин готов спонсировать издание книги. Витает в воздухе и идея создания в Иркутске музея художницы.

– Первой распознала предназначение дочери мама Галины – тетя Шура. Они, кстати, были очень разными людьми, – продолжила рассказ Тамара Драница. – Свою красивую, статную, с норовистым характером мать Галя называла кардинальшей. Именно тетя Шура за руку привела ее в художественное училище. Аркадий Вычугжанин посмотрел принесенные работы и, несмотря на то что набор давно закончился, принял талантливую девочку на свой курс. Потом она сама16 лет преподавала в училище, ходила на пленэры вместе со своими учениками, в мастерскую их водила, кормила-поила и опекала. Все наши выдающиеся молодые художники – Десяткин, Мошкин, Коренев, Шпирко – считали ее своим учителем.

Новикова, несмотря на наличие диплома о среднем специальном образовании, преподавала и в ленинградском художественном училище им. Серова, куда обычно приглашают только академиков. В Ленинграде она встретила своего первого мужа – композитора Вячеслава Павлова. Выпускник Московской консерватории, заведующий кафедрой фольклора в Ленинградской консерватории, он и сам был выдающимся человеком: объездил всю Россию, собирая фольклор, блистательно играл Вагнера на фортепьяно. В шутку он говорил, что является единственным в мире композитором, который имеет такое количество портретов.

Несмотря на успешную преподавательскую деятельность, в один прекрасный момент Галина Новикова оставила училище и полностью посвятила себя творчеству. Кстати, известность пришла к ней еще в 1960-е годы, после того как почти во всех искусствоведческих сборниках страны был опубликован портрет художника Светланы Гаращук – ее ученицы. Начинала она как портретист и мастер натюрморта, но у нее была и огромная серия байкальских пейзажей.

– Когда приезжала на Байкал, а у нее был дом в пади Щелка, ни одной минуты не сидела без работы, уже на рассвете бежала с этюдником и красками на берег.

Коллеги и друзья Галины Новиковой вспоминают, что она была не только интересным художником, но и эффектной женщиной. Любила, чтобы ее окружала красота во всем. Летящие одежды, платки – все это, когда она шла по улице, давало понять окружающим – перед ними необычный человек. Во всем она создавала свой неповторимый стиль, причем мнение окружающих ее мало волновало.

– На общественное мнение ей было глубоко наплевать, а эффект на окружающих она порой производила весьма неожиданный, – вспоминает Тамара Драница. – Однажды звонит мне и говорит: «Тамара, я вышла ночью в подъезд, а там бабушка лежит на коврике, я наклонилась, спрашиваю: «Чем тебе помочь?», а она на меня посмотрела, вскочила и убежала». А Галя тогда носила исключительно черную одежду, и, видимо, на старушку появление среди ночи женщины в черном произвело слишком сильное впечатление.

Галина Новикова также не гонялась и за званиями. «Заслуженного художника РФ» получила благодаря стараниям артиста Михаила Ульянова.

– Михаил Александрович пришел к ней в мастерскую и спросил: «Галя, ты заслуженная?», – вспоминает Тамара Драница. – Она сказала: «Нет». Он ошалел, собрал документы и сам в Москве пошел к министру культуры, а потом принес ей звание. А вот ее великий учитель, перед которым она приклонялась, Аркадий Вычугжанин, заслуженным так и не стал, потому что его бумаги бесконечно терялись в кабинетах.

Галина Новикова писала не только картины, но и стихи. Однако никогда не показывала их даже своим друзьям. Наполненные внутренним трагизмом, как и все ее работы, поэтические строки близкие смогли прочесть лишь после ее смерти.

– Жизнь Галины Новиковой для меня – это человеческая трагедия и абсолютное творчество, – призналась Тамара Драница. – Она ушла довольно рано – на 60-м году жизни, пережив при этом многих своих талантливым учеников. В последние годы, когда вокруг бурлила перестройка, она будто специально уничтожала себя, не потому что была слабой: так она изживала свое время в самой себе.

Кстати, Галина Новикова была последним художником, чье тело выносили из здания Союза художников России. Потом решили, что в галерее не место телам умерших творцов. На могиле Новиковой стоит памятник из белого мрамора с темным барельефом работы скульптора Скачкова.

[/EXP]