25.04.2012 07:15
Рубрики
Общество
Теги
#опыт
25.04.2012 07:15

Управдом на день

Необычный эксперимент провели три крупнейшие управляющие компании Иркутска. Там устроили день самоуправления, свои рабочие места коммунальщики уступили жителям домов.

Результат получился неоднозначный, тем не менее, в СРО «Содружество ЖКХ», организовавшем акцию, решили продолжить опыт, чтобы население на собственном опыте почувствовало проблемы управляющих компаний.

Всего участвовать в эксперименте согласились три десятка иркутян. Помимо директорского кресла, они заняли места инженеров, юристов, маркетологов, телефонистов аварийно-диспетчерской службы.

Начало трудового дня в «Южном управлении ЖКС», на рабочих местах по два специалиста, один из них дублер, другой настоящий. Все-таки полностью отдать «коммуналку» в руки непрофессионалов организаторы дня самоуправления не решились. На место генерального директора «Южного» заступила Надежда Зайцева. Со своим педагогическим образованием она рассчитывала сегодня занять должность секретаря, а оказалась начальником. Но держится женщина уверенно, благо пока нет посетителей со своими многочисленными проблемами.

– Я думаю, нам будет полезно узнать изнутри специфику работы управляющих компаний. Мы привыкли только жаловаться на коммунальщиков, а теперь попробуем сами сделать полезное для населения, – рассказывает Надежда Зайцева.

Всего участвовать в эксперименте согласились три десятка иркутян. Помимо директорского кресла, они заняли места инженеров, юристов, маркетологов, телефонистов аварийно-диспетчерской службы. Пока в управляющей компании тишина, отправляемся к диспетчерам, там-то уж наверняка вовсю кипит работа. И мы не ошиблись.

«Контакт-центр 500-100» обслуживает около 70% жилого фонда областного центра. Сюда стекаются все заявки населения, телефонные звонки раздаются непрерывно. Чтобы их обслужить, работают 29 операторов, но сегодня к ним добавились и дублеры.

– Представляете, в день здесь принимают сотни звонков, – рассказывает оператор-дублер Вера Мешкова. – Нас проинструктировали, как принимать заявки, есть специальная компьютерная программа, куда вносятся звонки, все отработано до автоматизма.

Вера Мешкова является председателем ТОС в микрорайоне Байкальский, так что для жилищно-коммунального хозяйства она не чужая. Но поначалу, принимая заявки, немного теряется, и на помощь приходит основной диспетчер Лариса Астапова. Люди звонят разные, кто-то спокойно просит установить внутриквартирные счетчики, а кто-то с искренним возмущением сообщает о грязной придомовой территории. Задача оператора успокоить заявителя и найти решение его проблемы. На том конце провода вроде бы остаются довольны ответами.

– Большинство наших сотрудников – бывшие диспетчеры аварийных служб, а когда набираем людей со стороны, то проводим обучение и стажировку, так что опыт общения с населением у всех большой. Работа сложная, с начала года мы приняли уже более 55 тыс. заявок, операторы устают. Но для этого у нас предусмотрена комната релаксации, где сотрудники отдыхают в технический перерыв, – рассказывает генеральный директор ООО «Контакт-центр 500-100» Борис Макаренко.

Пока день самоуправления проходит спокойно. Дублеры работают слаженно, профессионалы довольны. Но все это только до непосредственной встречи с населением.

Маршала Конева, 76, журналисты прибывают чуть раньше коммунальщиков, а здесь уже целое собрание жильцов.

– О, подъехали, – накидываются на нас местные жители. – Посмотрите, до чего вы довели наш двор, грязь кругом, если бы мы своими силами не привезли песка, детям бы негде было играть. Отремонтировали крышу, а сливы не сделали.

Кое-как сквозь крики возмущения умудряемся объяснить, что мы не те, за кого нас приняли, коммунальщики должны вот-вот подъехать, причем вместе с дублерами, которые проведут технический осмотр дома. Но здесь, похоже, не знают о дне самоуправления, а ждут директора управляющей компании «Западное управление ЖКС».

– А Барташов будет?

Но Александр Барташов, руководитель «Западного», не приехал, зато прибыла технический инженер-дублер Анна Шаратских. Немного опешив от натиска жильцов, она зовет их на осмотр подвала. Почему-то соглашается всего один человек, остальные остаются митинговать на улице.

– Состояние труб удовлетворительное, но нет изоляции. В этом месте видно, что недавно была течь, но заварили, – деловито осматривает подвальное помещение дублер.

– А вы кем работаете, что так разбираетесь в «коммуналке»?

– На кафедре физвоспитания в Академии образования, – поясняет Анна Шаратских. – Просто я одновременно являюсь старшим по дому на улице Грибоедова. Когда я туда переехала, на подъездах даже не было входных дверей, а подвал на фоне того, где мы находимся, был просто ужасен. Но мы своими силами составили акт технического осмотра, привели в порядок подъезды и добились, что в нашем доме будет проведен капитальный ремонт.

Анна, несмотря на отсутствие интереса со стороны жителей, составила акт техосмотра их дома, куда был внесен ряд замечаний, обязательных к устранению. И ей оставалось только пожимать плечами, почему жильцы не пошли на контакт, ведь помогать приехали не ненавистные коммунальщики, а простой житель, только из другого района.

– Криками порядок не наведешь, надо просто брать инициативу в свои руки, – сказала на прощание Анна Шаратских.

В конце рабочего дня возвращаемся в «Южное управление ЖКС». Надежда Зайцева уже не сидит без дела, граждане активно пошли на прием. Какая-то женщина требует перерасчета за горячую воду, так как произошла утечка из-за прорыва трубы. Ресурсоснабжающая организация начислила огромные суммы, которые никто из жильцов платить не желает. На помощь приходит настоящий директор управляющей компании, но к какому-то решению все равно прийти никак не удается.

В конце дня управляющие провели еще одну встречу с жителями, где дублеры доказывали необходимость установки общедомовых приборов учета. И вновь встреча превратилась в митинг, большинство жильцов так и не поняли, почему они должны оплачивать покупку счетчиков, да еще и по цене 115 тыс. рублей за каждый. Собрание закончилось скандалом, и часть людей вообще высказала мнение, что надо отказываться от сотрудничества с управляющими компаниями и создавать ТСЖ.

Тем не менее, несмотря на такие неоднозначные результаты дня самоуправления, организаторы считают, что нужно продолжить практику привлечения жителей к работе управляющих компаний.

– Со стороны жильцов постоянно поступает множество нареканий. Теперь же они сами почувствовали, окунувшись в нашу работу, как сложно найти контакт. Но и мы обязательно учтем все замечания, которые нам выскажут дублеры, ведь всегда интересен взгляд со стороны, – подвел итоги директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек.

Стоит отметить, что дня самоуправления в ЖКХ еще никогда не было в России, так что Иркутск стал пионером в этом деле.