Искусство светописи Андрея Рубцова
Искусствоведы называют его мастером света и тени, коллеги считают непревзойденным колористом, а ценители искусства не пропускают его редкие выставки, ведь живопись иркутского художника Андрея Рубцова – явление в сибирском изобразительном искусстве. Персональная выставка, посвященная 60-летию творческой деятельности автора, открылась в минувшую пятницу в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева.
– Этой выставки мы ждали давно, – сказал на открытии народный художник РФ Виталий Смагин. – Первую экспозицию работ Андрея Рубцова я увидел в 1961 году и уже тогда, будучи студентом, был поражен особым видением и осмысленным отношением к изобразительному искусству. Андрей Рубцов наделен от природы прекрасным чувством цвета. Он замечательный колорист и в своем искусстве не идет по пути бытописания и повествования. Его работы – не копия природы, а поток чувств, размышлений и переживаний, то, что определяли представители субъективного идеализма как основу при создании художественного образа. Глядя сегодня на его работы, могу с уверенность заявить, что он – живописец от Бога.
Андрей Рубцов действительно не балует публику частыми экспозициями, и хотя последняя была пять лет назад, до этого у него за всю жизнь прошли «две с половиной» выставки – две персональные и одна совместная с художником Анатолием Костовским. При этом автору на самом деле есть что показать. На выставке представлено 84 работы, и только 21 из них – из фондов музея (всего в запасниках хранится 31 его работа), а остальные – из мастерской. Ведь, несмотря на свой солидный возраст, – в этом году Андрею Рубцову исполнилось 87 лет – он каждый день поднимается в свою мастерскую и пишет, потому что именно в этом он видит главный смысл своей жизни.
– Он мастер, и каждая его работа хороша по-своему, но это не значит, что его творческая манера не менялась на протяжении времени. Это мы и можем проследить на ретроспективной выставке, – рассказала старший научный сотрудник музея Наталья Новикова. – Если мы посмотрим на его работу «Портрет Ардова», созданную в 1956 году, то увидим, что она написана в классическом духе передвижнической реалистической традиции. Тогда как более поздние его произведения уходят от уравновешенной манеры в экспрессию. Особенно в колорите – на контрасте света и тени. Кстати, проблема изображения света для художников – самая сложная тема. Но про Андрея Рубцова можно сказать словами Свиридова, который считал, что художник должен видеть свет в окружающей его тьме и возглашать его.
Это фраза и впрямь созвучна творчеству автора, хотя иногда свет в его работах – просто блик на воде или просвет в небе. Однако искусствоведы утверждают, что в последнее время картины Андрея Рубцова приобретают все более символический характер. Недаром на его автопортрете «Прикосновение» холст озарен ослепительным светом, как будто автор желает в своем творчестве перейти некую грань миров. Другие его работы в основном выдержаны в густом колорите. Но сумеречные полотна всегда озаряет свет, иногда приглушенный, но чаще пронзительный. Темно-оранжевый, красноватый, а порой вбирающий в себя все оттенки заката, он расставляет на картине смысловые акценты, организует ее внутреннее пространство. Благодаря этому приему художник буквально ведет взгляд зрителя по холсту, как бы режиссируя его восприятие.
– Есть искусство на потребителя, а есть искусство для искусства, – считает председатель иркутского отделения Союза художников России Наталья Сысоева. – Любой по-настоящему одаренный творец никогда не делает копию натуры, а старается в каждом произведении передать некое настроение. Андрей Рубцов в этом мастер. Но его произведения – не рассказы, не маленькие эссе, это серьезные романы. Каждая работа продумана и удивительна по цвету. Он сталкивает в своих картинах свет и тьму. Его плотные мазки дают ощущение яркости и свечения. Поверьте, это очень сложно для художника, ведь у нас в палитре нет светящихся красок, которыми можно было бы написать солнце. Причем его работы – не просто красивые картинки на потребу. Очень многие художники ломаются на игре со зрителями, но у нас достаточно таких мастеров, как Андрей Рубцов, которые делают свои работы не для покупателя, а сразу для музея.
Недаром Иркутский художественный музей при любой возможности старается пополнить коллекцию картин Андрея Рубцова. Например, после прошлой выставки были приобретены картины «Филипп и Прасковья» и автопортрет «Прикосновение». Произведения мастера хранятся также в музейных собраниях Кемерово, Улан-Удэ, Томска, Новосибирска, Барнаула, Норильска и в частных коллекциях. Сам художник не любит говорить о своих работах, считая, что, объясняя смысл картины, он лишает зрителя возможности самостоятельно открыть для себя ее мир. Но для этого картины нужно смотреть внимательно, отводя на каждую не менее пяти минут.
– Поспешность – это болезнь времени, – сказал Андрей Рубцов. – Ведь музей – это храм духа. И каждый художник хочет видеть перед своими работами зрителя вдумчивого, душевного. Знаете, существует такое понятие – «подсознание», а у меня есть другое – «поддушие». Моя работа должна восприниматься поддушием, а потом размышлением. Главная же цель моего творчества – напоминать о любви человека к человеку.