Дорожное лобби Сергея Тена
В Иркутской области разрушение отдельных участков дорожного покрытия превышает предельно допустимые параметры в 100–150 раз. Порядка 80% автодорог не отвечают элементарным требованиям безопасности движения. Такие данные приводит региональная ГИБДД. С инициативами, которые помогут изменить ситуацию в дорожной отрасли, выступает депутат Государственной думы РФ от Иркутской области Сергей Тен.
В частности, он предлагает разработать региональный закон о государственно-частном партнерстве, усилить общественный контроль за строительством и ремонтом дорог, ввести жесткий предквалификационный отбор подрядных организаций.
– Буквально на днях президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, регулирующий концессионные соглашения в сфере строительства и реконструкции автомобильных дорог, – говорит Сергей Тен. – Речь идет о так называемых контрактах жизненного цикла, которые будут стимулировать подрядные организации к ответственному исполнению взятых на себя обязательств. То есть, проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом дорог будет заниматься единый подрядчик, доходы которого будут напрямую зависеть от качества дорожного полотна. Заложенные в такой бизнес-схеме концессионные механизмы таковы, что плохая дорога попросту разорит недобросовестного исполнителя. С помощью контрактов жизненного цикла можно будет решить две задачи: привлечь в дорожную отрасль дополнительные денежные средства, а также выстроить грамотные схемы долгосрочного партнерства, которые будут способствовать налаживанию системной работы.
Преломить негативную тенденцию в отрасли призваны федеральный и региональные дорожные фонды. По словам депутата, если в 2011 году на дорожное хозяйство области выделялось в общей сложности около 3,9 млрд рублей, с учетом субсидий из госказны, то в этом – уже 6,1 млрд, а в будущем эту цифру можно довести до 7,5 млрд. Такое значительное увеличение финансирования позволит в 2012 году отремонтировать в регионе 76 километров дорог (для сравнения: в прошлом было отремонтировано 48 км) и построить 17 км. В числе приоритетных участков Тайшет – Чуна – Братск, Братск – Усть-Илимск, Таксимо – Бодайбо, Усть-Ордынский – Оса, Баяндай – Еланцы – Хужир и другие.
– Я не оставляю идею о создании муниципальных дорожных фондов, – подчеркивает Сергей Тен. – Сегодня мы все платим транспортный налог, акцизы с горюче-смазочных материалов. Эти денежные средства идут в дорожные фонды. Соответственно, люди должны понимать, что раз я заплатил эти деньги, то должен получить какую-то отдачу. Создав систему муниципальных дорожных фондов, тем самым мы подтолкнем муниципалитеты к тому, чтобы они выделяли денежные средства на ремонт автомобильных дорог.
На последнем заседании Регионального совета Иркутской области депутат Госдумы выступил с инициативой о принятии областного закона о государственно-частном партнерстве. В настоящее время подобные законы уже приняты в 45 субъектах страны. Данный закон, по мнению Сергея Тена, позволит реализовать масштабные инфраструктурные проекты. В частности, построить автомобильную дорогу федерального значения «Вилюй», маршрут которой пройдет из Тулуна через Братск, Усть-Кут, Мирный с конечной остановкой в Якутске.
Депутат считает, что нужно поработать над нормативно-технической базой, ГОСТами, СНиПами, которые существовали еще в советский период. В настоящее время все нормативы устарели, их нужно серьезно совершенствовать. С другой стороны – он считает, что необходимо ввести предквалификационный отбор. Чтобы к аукционам допускались только профессиональные подрядчики, которые бы обладали опытом, техническими возможностями, профессиональным коллективом. Историю работ всех дорожно-строительных компаний необходимо аккумулировать в электронной базе. Таким образом, можно будет избежать допуска случайных компаний к выполнению того же госзаказа.
Еще один эффективный механизм, по словам Сергея Тена, поможет контролировать качество выполняемых строительных и ремонтных работ на дорогах. Речь идет об общественном контроле. По инициативе депутата был создан сайт «Дороги Приангарья», где на интерактивной карте любой посетитель может оставить сообщение о проблеме на определенном участке дороги.
– В интернет-пространстве сегодня существует порядка десяти проектов, и все они мониторят российские ямы. Например, Google выпустил приложение для IPhone и Android, где каждый желающий может оставить свою метку. РосЯма действует несколько агрессивнее посредством официальных обращений в региональные управления ГИБДД, с просьбой устранить проблему и возбудить дело об административном нарушении, – отмечает депутат. – В нашем регионе мы может также сделать дорожную отрасль открытой и прозрачной. Представители власти посредством данного электронного ресурса могли бы оперативно отвечать на запросы и решать дорожные проблемы там, где это требуется в первоочередном порядке.