Розы на снегу
В послевоенные годы прошлого столетия, вплоть до 70-х, Иркутск слыл признанным центром женского волейбола России. 11 раз команду к «золотому» пьедесталу приводила бессменный тренер Ольга Григорьевна Иванова.
Сегодня – сенсация, завтра – закономерность
Такого переполоха советский волейбол еще не знал: в стартовом матче чемпионата СССР 1947 года в Грозном неизвестная команда иркутского «Спартака» повергла знаменитое московское «Динамо». Самих чемпионов!
– Вы что-нибудь поняли? – гремел из раздевалки зычный голос динамовского лидера Александры Чудиной. – Я ни черта не поняла.
Чудина – неоднократная чемпионка СССР, Европы и мира по волейболу и легкой атлетике, заслуженный мастер спорта: она выпрыгивала выше всех и вколачивала мячи по-мужицки, словно кувалдой. Один ее громовой голос «Пас! Пас!» приводил в трепет соперниц. А тут никому не известная сибирячка на ура «тушила» ее атаки. Героиня того матча, четырехкратная чемпионка России Ариадна Рязанцева вспоминает:
– Нам противостояли именитые команды Москвы, Ленинграда, Ростова, Тулы, Харькова, Одессы, Баку… Сибирячки для них в диковинку, а мы были преисполнены гордостью, что защищаем честь столицы Восточной Сибири на самом высоком уровне. Жили по принципу, заложенному Ивановой: один за всех и все – за одного. Первый наш большой успех на чемпионате России в 1946 году был воспринят, как случайность. А уж как дебютантов чемпионата Союза нас вообще не воспринимали. Другой масштаб, другие ценности. Кто мы в сравнении с прославленным столичным «Динамо», где что ни игрок – личность, чемпион? Перед игрой Ольга Григорьевна подзадорила: «Терять нам нечего, кроме славы в случае победы».
На напряженных лицах мелькнули улыбки. В самом деле, проиграем – никто не упрекнет. А если выиграем… Весь вопрос – как?
– Ну, ладно, шутки в стороны, – сменила тон разговора Ольга Григорьевна, – соперниц мы сможем одолеть лишь в одном случае – если найдем противоядие пушечным ударам Чудиной. Редко кому это удается, потому «Динамо» и чемпион. А мы попробуем, и сделает это Ариадна.
Ариадна Рязанцева – разносторонняя спортсменка – волейболистка, лыжница, легкоатлетка. В 1936 году в составе отважной четверки иркутских девушек совершила исторический, 1500-километровый, велопробег от Иркутска до границы с Китаем. Свое 18-летие встретила в пути, вода и пища закончились, именины получились натощак. В честь 50-летия этого юбилейного марафона на велосипеде с ветеранами спорта проехала по маршруту Иркутск – Братск.
Целая вечность прошла после того матча с московским «Динамо», а Рязанцева, которой сегодня 93 года, помнит все до мельчайшей детали:
– Блок я ставила с зажмуренными глазами. Даже не видела выражения лица Чудиной, но ее реакцию ощущала мгновенно. «Железная», невозмутимая Чудина занервничала, стала ошибаться. А на нас нашло вдохновение – все получалось, и когда довели матч до победы, зал рукоплескал, а мы от счастья размазывали по щекам слезы. Обнимая каждую, Ольга Григорьевна не скупилась на комплименты: «Девчонки, вы чудо! Вы такое сотворили! Ариадна, тебя Иркутск не забудет и Чудина – тоже».
Пресса преподнесла победу «Спартака» как самую громкую сенсацию послевоенных лет, в ответ Иванова спокойно сказала: «Сегодня – сенсация, завтра – закономерность».
Так «Спартак» стал узнаваемым, а впоследствии и знаменитым – 11-кратным чемпионом России. Подобного никому не удавалось. Побеждать в союзных розыгрышах, кроме Иркутска, в те времена из волейбольной элиты Урала и Сибири никому не приходилось. Равносильно как розам на снегу расцвести. Но великая команда родилась не на пустом месте. Она удивляла поклонников отечественного крылатого мяча еще до войны.
На охоту с маршалом
В 1935 году в Хабаровске проводилась Спартакиада военных округов Сибири и Дальнего Востока с участием сильнейших женских волейбольных команд. Встал вопрос, кому защищать честь Иркутска? Выбор пал на коллектив электроэнергетического техникума. Смущало одно: лучшую команду тренировала совсем юная 18-летняя Ольга Иванова.
– Зря беспокоитесь, – успокоил спортивное начальство директор техникума, – у Ивановой – дар организатора, к тому же она сама блестящий игрок.
Ольга, как и большинство сверстниц, была разносторонней спортсменкой, но волейбол всегда выходил на первый план. Молодая студенческая команда оправдала доверие –произвела в Хабаровске настоящий фурор, разгромив маститых соперниц, а Иванову удостоили приза лучшего игрока турнира. Командующий Краснознаменной Дальневосточной армией маршал Василий Блюхер, большой поклонник волейбола, выразил свое восхищение игрой капитана иркутянок и вручил ей шикарный подарок – охотничью двустволку.
– Жаль, что я не охотник, – улыбнулась растроганная Ольга, – но обещаю вам, товарищ маршал, научиться метко стрелять.
– Верю, с вашим характером обязательно научитесь, – поддержал маршал, – во время следующей Спартакиады приглашу вас на охоту. А вашей команде желаю новых побед, они у вас обязательно будут.
Провидцем оказался маршал, вот только поохотиться с ним Ольге Григорьевне не довелось – Блюхера в 1937 году в числе многих выдающихся полководцев расстреляли как врага народа. Война многое перечеркнула, но не желание Ольги Ивановой возродить волейбольные традиции. И в 1946 году ей удалось сформировать боеспособную команду, оплотом которой стали проверенные игроки – Зимина, Шуравлева, Компанеец, Рязанцева, Иванова-Силяева. Сначала «Спартак» недооценивали, но после триумфа на двух кряду чемпионатах России не знали, как остановить. В Куйбышев (ныне Самара), куда команда в 1948 году приехала за третьим своим золотом, Галина Иванова-Силяева привезла 8-месячную дочку, названную в честь тренера. Малышку по очереди нянчили все спортсменки. А тренер говорила, что маленькая Оля приносит команде удачу.
Серебро чемпионата СССР
Ольгу Григорьевну называли «ОГ», и она сама на этом настаивала. Демократию в команде не признавала, ее слово – закон. И это было нормой, правилом отношений. По мнению заслуженного тренера России Олега Поспелова, будь Иванова иной, у нас никогда бы не появилось выдающихся мастеров. «Она – кремень, лидер на площадке и вне ее, непререкаемый авторитет» – это уже Рязанцева об Ивановой. Как у всякого одаренного наставника, у Ольги Григорьевны был особый нюх на таланты, она искала их всюду по стране и находила. Нелли Абрамову разглядела в студенческой команде Челябинска. Она не отличалась особыми физическими данными – 172 см роста (невысокого, по волейбольным меркам), без мощных атакующих кондиций. Но у нее была общая сильная игра и огромное желание вырасти в хорошего мастера. Ольга Григорьевна помогала ей развить лучшие качества. Абрамову заметили и пригласили в сборную СССР. На Олимпиаде 64-го в Токио она в составе советской команды завоевала серебряную медаль.
У Олега Поспелова своя точка зрения:
– На мой взгляд, сильнейшим в «Спартаке» всегда была его бессменный капитан Раиса Семенкевич. Мне трудно судить, почему ее не пригласили в национальную сборную, она бы наверняка усилила состав. Будь Иванова тренером главной команды страны, а она этого заслуживала, в сборной играла бы не одна Абрамова.
В 1964 году «Спартак» победил в зимних всесоюзных соревнованиях, привезя в родной Иркутск хрустальную вазу, учрежденную федерацией волейбола СССР. Турнир ничем не отличался от чемпионата страны, в нем участвовали все гранды отечественного волейбола. Иркутску отводили роль возмутителей спокойствия – не более того. В заключительном туре, где решалась судьба медалей, Иванова озадачила специалистов, выпустив на площадку «необстрелянных» девчат – Зою Трубачеву, Галину Меринову, Людмилу Улыбину, Елену Таничеву. Тренера спросили:
– Вы не рискуете, Ольга Григорьевна, что в серьезных матчах играет «зеленая» молодежь?
Иванова, не терпевшая дилетантов, резко ответила:
– Это для вас она «зеленая», а для меня – «золотая». За этими девочками – будущее.
Особенно ярко команда проявила себя в 1968 году на заключительном туре чемпионата СССР в Москве. Позади марафон из сорока матчей с лишним. Нервы и силы на пределе. А Иванова – само спокойствие. От тренера уверенность передается девчатам, подбадривая друг друга, они выходят на площадку, чтобы сражаться только за победу. И совершают чудо: в изматывающей борьбе выигрывают два решающих матча, что в итоге приносит серебряные медали. «Золото» – у столичного ЦСКА, а у прославленного «Динамо» – только «бронза». Впервые в истории женского отечественного волейбола команда с берегов Ангары взлетает так высоко в союзном чемпионате. Это безусловный рекорд! Как и 11-кратное чемпионство в России.
Лебединая песня
Успех 1968 года стал лебединой песней знаменитой команды и ее тренера.
Иванова ушла из волейбола, но ее квартира на улице Карла Маркса по-прежнему была открытой для девчонок. Они любили собираться у своего тренера. Обаятельная, симпатичная Ольга Григорьевна наслаждалась возможностью давать указания: «Девочки, заваривайте чай, да покрепче. Люда, кроши овощи для салата. Галя, где наш любимый торт?». Ее муж, известный архитектор Борис Кербель, большой поклонник волейбола, не пропускавший ни одного матча «Спартака» в Иркутске, как всегда, был в эпицентре: блестящий рассказчик, знаток искусства, театра и литературы, он доставал с книжной полки богатейшей библиотеки новый томик запрещенного классика и загадочно спрашивал: «Не читали? Советую. Но хочу предупредить: в свободной продаже книги нет. Читайте у нас».
Последние годы жизни заслуженного тренера СССР Ольги Григорьевны Ивановой отмечены печалью. После ее ухода из волейбола слава знаменитого «Спартака» закатилась. Рухнуло то, что она создавала и лелеяла три десятка лет. Эти переживания усилила тяжелая болезнь мужа, требовавшая постоянного ухода за ним. Ольга Григорьевна ненадолго пережила своего верного спутника. В 1989 году легендарного тренера не стало. 77 лет отмерила ей жизнь.
Павел Кушкин,
заслуженный работник культуры России
На снимке: Тренер Ольга Иванова (слева) с молодыми спортсменами