Инвалид намерен судиться с медицинскими экспертами
Из-за выраженного нарушения здравого смысла
В газетную рубрику «Народная почта» пришло письмо из Качуга от Виталия Степановича Черкасова, пенсионера 1934 года рождения. В 2004 году из-за болезней сосудов у него ампутировали обе ноги, и в соответствии с существующим законодательством ему выделили механическую инвалидную коляску, на которой он не может передвигаться.
Выходит, если следовать логике представителей медэкспертизы, чтобы получить возможность самостоятельно передвигаться, инвалиду нужно оторвать себе руки. А следуя логике врзд начальника качугской соцзащиты, чтобы получить материальную помощь на приобретение заветного кресла, надо стать нищим, лишившись всех родственников, поскольку не удалось Виталию Степановичу в свое время предусмотрительно пострадать от политических репрессий.
Конструкция данного устройства рассчитана на приложение серьезных усилий рук, а 78-летний пенсионер, у которого больные суставы, да еще и был перелом ключицы, такими навыками не обладает, поэтому ему нужна коляска с электроприводом. Сейчас инвалид I группы, несмотря на наличие государственной помощи, фактически прикован к постели. Виталий Черкасов неоднократно обращался за помощью в многочисленные инстанции: в прокуратуру области и района, в правительство РФ и региона, в минсоцразвития и, конечно же, в медико-социальную экспертизу по Иркутской области, от которой и зависит решение его проблемы. Но всюду он получил отказ на основании того, что «показаниями к обеспечению инвалида креслом-коляской с электроприводом являются выраженные нарушения функций ходьбы и стояния в сочетании с выраженными нарушениями функций верхних конечностей». Эта цитата из письма руководителя – главного эксперта Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» (ГБ МСЭ) Людмилы Гаркуши. У инвалида Черкасова, по мнению экспертов ГБ МСЭ по Иркутской области, «выраженных нарушений функций верхних конечностей» нет. «Несмотря на неоднократные переосвидетельствования Черкасова В.С., в ходе которых проводилось всестороннее обследование инвалида в ЛПУ, медицинские показания для обеспечения его креслом-коляской с электроприводом, согласно действующим методическим рекомендациям Федерального бюро МСЭ, у него не выявлены» – говорится в ответе Л.Г. Гаркуши на редакционный запрос.
Согласно ФЗ № 181 «О социальной защите инвалида в РФ» от 24 ноября 1995 года инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации (ТСР) «для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности» из средств федерального бюджета. Эта функция возложена на региональное министерство социального развития, опеки и попечительства, куда Виталий Черкасов также обращался, и куда в поддержку инвалида направляли свои письма председатель качугского районного Совета ветеранов и труда, а также председатель думы качугского МО. В письме последнего говорится: «Местные органы соцзащиты в лице временно замещающей должность начальника управления Н.А. Савиной сообщают инвалиду, что адресная материальная помощь на приобретение кресла-коляски с электроприводом не может быть оказана. Цитируем: «В соответствии с Положением о назначении и выплате (предоставлении) адресной материальной помощи право на данную помощь имеют граждане, в том числе: малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, находящиеся в трудной жизненной ситуации…»
Выходит, если следовать логике представителей МСЭ, чтобы получить возможность самостоятельно передвигаться, инвалиду нужно оторвать себе руки. А следуя логике врзд начальника качугской соцзащиты, чтобы получить материальную помощь на приобретение заветного кресла, надо стать нищим, лишившись всех родственников, поскольку не удалось Виталию Степановичу в свое время предусмотрительно пострадать от политических репрессий.
Непоколебимо охраняя незыблемую букву закона и бюджетные средства от посягательств инвалида Черкасова, сотрудники ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области проводили «неоднократные переосвидетельствования», в ходе которых Виталия Степановича всесторонне обследовали в ЛПУ, а также на выездных заседаниях бюро МСЭ в поселке Качуг и на дому. «21 марта 2012 года специалисты бюро МСЭ № 1, находясь на выездном заседании в п. Качуг, в связи с новым обращением Черкасова В.С. по вопросу обеспечения его креслом-коляской с электроприводом, совместно с представителями районной думы Качугского района и Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Качугскому району вновь провели очное переосвидетельствование на дому. В ходе экспертизы были вновь тщательно проанализированы медицинские, медико-экспертные документы, данные объективного осмотра. Медицинских показаний у Черкасова В.С. не установлено, так как у него отсутствуют нарушения функций верхних конечностей, что при наличии выраженных нарушений функции ходьбы и стояния (ампутационные культи нижних конечностей) дает основание на обеспечение только обычным креслом-коляской (без электропривода). Следовательно, внести это техническое средство реабилитации в индивидуальную программу реабилитации Черкасова В.С. не представляется возможным», – констатирует главный эксперт МСЭ, заслуженный работник социальной защиты населения РФ Л. Г. Гаркуша. И далее по тексту официального письма: «Однако, несмотря на отсутствие сочетанной патологии верхних и нижних конечностей, специалисты бюро считают, что инвалиду трудно самостоятельно управлять малогабаритной креслом-коляской только за счет силы верхних конечностей. Поэтому эксперты ГБ МСЭ ходатайствуют перед министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, депутатами Законодательного Собрания Иркутской области в порядке исключения предоставить Черкасову В.С. кресло-коляску с электроприводом в рамках технологического проекта «Равные возможности», либо за счет другой спонсорской помощи».
Какой гуманизм! Выходит, что инвалиду все-таки трудно управлять малогабаритной коляской «за счет верхних конечностей»?
По итогам столь кропотливой работы специалистов ГБ МСЭ, министерство социального развития, опеки и попечительства, не имея законного основания (заключения медэкспертизы) включить инвалида I группы Виталия Черкасова в программу получения средства реабилитации (кресла с электроприводом), вызвалось найти спонсорские средства на приобретение коляски.
Не надеясь лишь на добрые спонсорские чувства, инвалид при поддержке Совета ветеранов, местных депутатов и прокуратуры намерен судиться с ФКУ «ГБ МСЭ» и в настоящее время готовит документы. Редакция будет следить за процессом.