11.05.2012 07:15
Рубрики
Культура
Теги
11.05.2012 07:15

Сталкер, ведущий в мир Александра Вампилова

В фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого по мотивам братьев Стругацких, действие происходит в некоей запретной зоне, где, по слухам, существует комната, исполняющая самые заветные желания. Проводником в зону для главных героев становится Сталкер. Иркутским сталкером, ведущим в таинственный мир Александра Вампилова, можно назвать заведующую отделом ГАУК ИОКМ «Дом-музей А. Вампилова» Галину Солуянову.

Для многих поклонников таланта драматурга она стала тем самым проводником, который помог открыть новые грани творчества классика, понять, о чем он писал, от чего ему не спалось по ночам.

По собственной инициативе эта удивительная женщина уже много лет ревностно и абсолютно бескорыстно сохраняет память об Александре Вампилове, чье творчество стало достоянием мировой сцены. Во многом благодаря ее инициативе, целеустремленности и неиссякаемой энергии в Иркутске в августе, к 75-летию со дня рождения классика, официально откроется Дом-музей, где в экспозиции будут представлены вещи, хранящие прикосновения его рук.

Звездной карьере актрисы предпочла семью

Родство по духу связывает людей куда более прочными узами, чем родство по крови. Как и Александр Валентинович, Галина Анатольевна родилась под знаком Льва. У нее, как и у драматурга, двойное место рождения – в паспорте записано село Раздолье Усольского района, хотя на свет маленькая Галя появилась в родильном доме поселка Тайтурка. Еще в детстве Вампилов узнал, что значит жить с клеймом сына «врага народа» – отца драматурга репрессировали по обвинению в панмонголизме. И за фронтовиком Анатолием Павловичем Солуяновым долгое время тянулся шлейф «врага народа».

[EXP]

Каждый раз, когда она смотрит фильм «Чистое небо», то вспоминает своего отца. С ним приключилась та же история, что и с героем фильма – летчиком-испытателем Астаховым, когда тот выпрыгнул из подбитого самолета и оказался на территории фашистов. «Когда батяня пришел в себя, то увидел смеющихся фрицев. Он потянул руку к бедру, чтобы нащупать пистолет, но кабура оказалась пустой, – вспоминает Галина Анатольевна. – Потом последовал фашистский плен, далее советский. Его освободили американцы, когда он находился в Польше. Домой батяня вернулся с овечьим весом – чуть более 30 кг. Я была совсем маленькой и сама слышала, как вслед моему папе могли крикнуть: «Враг! Ты враг народа!» Поэтому, когда я говорю про Вампилова, получается, что я говорю и про себя. Мне это слишком знакомо».

Несмотря на весь ужас сталинских репрессий, поломавших десятки тысяч человеческих судеб, всю жестокость людской молвы, Галина Анатольевна не просто гордится своим отцом, она считает себя дочерью народа-победителя. И 9 Мая для нее – святой праздник, когда она достает фронтовые награды отца и подолгу смотрит на них.

Послевоенное поколение, как поется в песне у Владимира Высоцкого, – это книжные дети, которые «жили средь военных трофеев и мирных костров, и дрались до ссадин, до смертных обид, но одежды латали им матери в срок, они же книги глотали, пьянея от строк». «Идеалы, которым я и по сей день остаюсь верна, были воспитаны не только моими родителями, но и взяты из книг поселковой библиотеки», – отмечает Галина Анатольевна. Ее юность пришлась на время «оттепели», когда сформировалось поколение «шестидесятников», не боявшихся никаких преград, полных сил, творческих замыслов, молодых душой и сердцем.

На вопрос: почему деревенская девчонка захотела стать именно актрисой? – она с врожденной деликатностью и улыбкой отвечает: «Я исполнила мечту мамы. У нее был голос, как у Лидии Руслановой. Но денег на учебу в многодетной деревенской семье, конечно, не было. Папа же хотел, чтобы я окончила пединститут и работала учительницей. И когда я в 14 лет объявила, что пойду учиться на артистку, батяня слег на три дня – у него был сердечный приступ».

Иркутск настырная Галя Солуянова завоевала с первого раза. Она настолько покорила приемную комиссию, что преподаватели театрального училища поставили ей наивысшие баллы. Актерский век ее, правда, был недолгим: ей суждено было отыграть всего десять сезонов в ТЮЗе. Но многие иркутяне до сих пор вспоминают ее Малыша в «Карлсоне», Луизу в «Коварстве и любви», Дорину в «Тартюфе», Варю в «Мужчине 17 лет».

– В труппу Иркутского театра юного зрителя меня вместе с Володей Гуркиным и Светланой Ломоносовой взяли по приглашению главного режиссера Льва Дмитриевича Титова, – рассказывает Галина Солуянова. – Титов – личность для театра и Иркутска легендарная. Он был учеником знаменитого Гончарова. ТЮЗ тогда имел колоссальную труппу, и за билетами в кассах был невероятный ажиотаж. На одной из генеральных репетиций как-то побывал и мой отец. Я слышала, как он смеется в зале. В ближайшем гастрономе батянечка купил вино и торт, угостив после репетиции моих коллег. Так он признал во мне артистку.

Актерская судьба Галины Солуяновой на подмостках ТЮЗа складывалась весьма удачно. Но буквально на самом творческом взлете она внезапно уходит со сцены. Причина оказалась весьма прозаичной – ей нужно было сделать выбор между семьей и театром. Вслед за мужем она уехала в Новосибирск, где окончила пединститут по специальности «учитель русского языка и литературы». По возвращении в Иркутск в педучилище вела литературу и выразительное чтение. Выпустила курс учителей начальных классов. Потом вернулась в ТЮЗ, где ей предложили: в актерский цех или завлитом. Выбрала второе.

Приближение к драматургу

Первая ее встреча с Вампиловым состоялась на улице Литвинова в квартире завлита ТЮЗа Татьяны Горячевой. «В общежитии на Грязнова не было свободной комнаты. Поэтому Татьяна Александровна любезно меня пригласила пожить у нее, – вспоминает Галина Анатольевна. – Именно в этой однокомнатной квартире на первом этаже жена моего педагога Бориса Степановича Кондратьева познакомила нас с Александром Вампиловым, представив ему «любимую ученицу Бори». Второй раз подобная история произошла во дворе, по которому все ходили с Литвинова на Богдана Хмельницкого, но теперь моя ладонь при пожатии легла в ладонь драматурга, правду говоря, казавшегося мне жутко старым. А затем я часто видела его в нашей общаге, вся «иркутская стенка» любила тусоваться там, братанья писателей и актеров проходили частенько, но я держалась особняком и настороженно. Последний раз видела его взлетающим на нашу несуразную лестницу с бутылкой шампанского и тортом, потому что театр вернулся с длинных дальневосточных гастролей, и друзья успели о нас соскучиться».

О том, что эти встречи станут для Галины Анатольевны судьбоносными, она в то время и не подозревала. Но каждый последующий зигзаг ее профессионального пути пересекался с творчеством Александра Вампилова. Она играла сцены и отрывки его пьес из «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота». В новосибирском пединституте ставила «Прощание в июне». А когда Театру юного зрителя присвоили имя Вампилова, стала скрупулезно собирать его архив: она захотела знать о нем все – каждую деталь, любую подробность. Немало сил и нервов Солуянова затратила, чтобы в 1992 году на месте гибели драматурга появился камень-символ… Но это были лишь первые шаги в последовавших хождениях по мукам, принесших с собой слезы, обиды, минуты отчаяния.

В ТЮЗ все время приходили школьники и взрослые, иностранцы, которые хотели больше знать о Вампилове. Вполне естественно возникло желание создать музей. Казалось несправедливым, неправильным, что в Иркутске, городе, где классик учился и написал все пьесы, где, наконец, похоронен, такого музея не было.

Уйдя из ТЮЗа, в 1996 году Галина Анатольевна создала общественную организацию – Фонд Александра Вампилова. В одном из интервью она как-то сказала: «Вампилов – человек уникальный. Бог поцеловал его дважды: первый, дав колоссальный человеческий талант, незлобивость, и второй, дав великий дар драматурга. Александр Валентинович, как и Чехов, написал всего пять пьес. В этом году исполняется 40 лет со дня его смерти, а он до сих пор востребован ведущими театрами. Меня часто спрашивают, в чем причина его успеха? Его главными темами были совесть, справедливость, доброта, милосердие, вера в себя – все то, что кристаллизуется в душе каждого человека и составляет его ценность».

За время существования фонда было издано больше трех десятков книг, календари, литературные плакаты, набор открыток «Памятные вампиловские места». Кроме того, удалось накопить немало живописных и графических работ известных иркутских художников: Новиковой, Башарина, Кузьмина, Костовского, Бардиной, Элояна и других. На счету фонда несколько тематических фотовыставок с участием лидеров – мастеров этого жанра. Ежегодно проходят незабываемые «Встречи друзей Вампилова». Прочитано множество лекций о творчестве земляка в рабочих, студенческих, школьных аудиториях. Но главной целью фонда было открытие в областном центре музея драматурга.

В конце декабря 2004 года решением думы Иркутска Фонду Вампилова было выделено здание (флигель усадьбы Юзефовичей, расположенный по улице Богдана Хмельницкого, 3б) в безвозмездное пользование на 25 лет. На реставрацию требовалось 10 млн рублей. Хотя фонд обращался в разные инстанции, а под письмом-обращением к региональным руководителям подписывались такие люди, как Олег Табаков, Михаил Ульянов, Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Калягин, нужной суммы не нашлось. Казалось бы, ситуация сложилась безвыходная. Но даже в такие, самые трудные минуты Галина Анатольевна не опускала руки: «Я свою ответственность очень сильно понимаю. Это ведь не только мой труд, это труд сотен людей! Тех, кто передает экспонаты, сочувствует, помогает, психологически поддерживает. Себя я воспринимаю как рабочий двигатель. Что мы смогли бы без учредителей Фонда Вампилова, без спонсоров, меценатов и просто верных друзей! Понимаете, человек должен боготворить свое дело. По крайней мере, в нашем роду так принято: за что взялся – делай на совесть (читай: на века. – Авт.). Сегодня много греха и порока. А мы должны верить во что-то. Это дает силы и уверенность в завтрашнем дне».

Изменить ситуацию по финансированию Дома-музея удалось благодаря поддержке регионального парламента. Было принято решение передать здание в областную собственность, и деньги на реставрационные работы были выделены из областного бюджета. Теперь, как Михайловское гордится музеем Пушкина, или Константиново – музеем Есенина, так и Дом-музей Вампилова станет визитной карточкой Иркутска.

[/EXP]