«Тотальный диктант» задает моду на грамотность
Всероссийская акция «Тотальный диктант», которую в Иркутске второй год подряд проводит факультет филологии и журналистики ИГУ, завершилась награждением победителей.
Она собрала 700 участников. Это третий результат в стране. Столица Восточной Сибири обогнала Москву, но уступила Красноярску и Новосибирску.
«Тотальный диктант» в Иркутске написали 700 человек. 200 получили тройки, 40 – четверки, на отлично были оценены две работы, остальные показали неудовлетворительные знания по русскому языку. По мнению филологов, текст, составленный писателем Захаром Прилепиным, отличался сложностью, особенно в части пунктуации.
По итогам диктанта, 200 человек получили тройки, 40 – четверки, и только две работы были оценены на отлично. По словам филологов, текст «А нам не все равно?», составленный писателем Захаром Прилепиным, оказался намного сложнее, чем в прошлом году. Подавляющее большинство ошибок были пунктуационными. Среди самых частых орфографических было отмечено неправильное написание слова «безапелляционный», а также написание слова «Родина» и фразы «Боже мой» с маленькой буквы. Среди курьезов – написание слова «неужели» в три слова – не уже ли.
[EXP]
Диктант проходил 21 апреля сразу на трех площадках: на факультете филологии и журналистики, биолого-почвенном факультете и в юридическом институте Иркутского государственного университета. Самой младшей участнице диктанта Александре Лазуковой в этом году исполнилось 11 лет, а самому пожилому, Юрию Суркову, – 80.
Получая грамоту, мужчина заметил, что грамотность сегодня выходит из моды: «Сегодня принято говорить на каком-то суррогате – смеси мата и жаргона». Опровергая мнение о том, что грамотно писать в эпоху интернета совсем не обязательно, декан факультета филологии и журналистики Анатолий Собенников сказал:
– Грамотность – показатель общего уровня культуры общества. Когда она снижается, это должно звучать как сигнал о том, что начинается деградация. Сегодня наша прямая задача – привлечь внимание людей к проблеме безграмотности и, конечно, поделиться нашими знаниями, потому что без языка нет цивилизации.
На протяжении двух месяцев перед диктантом на факультете проходили бесплатные занятия по русскому языку для всех желающих.
– Вы не представляете, как было приятно, что каждый вечер по пятницам к нам на факультет приходило по 300–400 человек, которые хотели заниматься родным языком. Было очень приятно смотреть на счастливые лица этих людей, на то, с каким удовольствием они изучали правила русского языка. Это дорого стоит, – сказала Марина Ташлыкова, заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания факультета филологии и журналистики ИГУ.
Организаторы «Тотального диктанта» наградили почетными грамотам обладателей самого красивого почерка, самого активного и самого позитивного участников акции. Особые почести были возданы двум студенткам, которые написали диктант на отлично: пятикурснице ЮИ ИГУ Анастасии Кузиной и студентке второго курса факультета филологии и журналистики ИГУ Аксинии Сисенковой.
– Я очень довольна тем, что акция собрала так много участников. Кстати, в нашем городе диктант пишут люди и среднего возраста, и пенсионеры, иногда приходят целыми семьями. В то время как в соседних регионах в акции участвует в основном молодежь, – сказала организатор «Тотального диктанта» в Иркутске, аспирант факультета филологии и журналистики ИГУ Людмила Добосова.
[/EXP]
Текст диктанта 2012, часть 1
А вам не всё равно?
В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых. А пожившие и умудренные еще более циничны в своих суждениях: «Не надо ничего делать, потому что, пока россияне, забыв о завалившемся под лавку величии, тихо пьют, всё идет своим чередом».
[EXP]
Неужели мы сегодня стали более инертными и эмоционально пассивными, чем когда-либо? Сейчас это понять непросто, в конечном счете время покажет. Если страна под названием Россия вдруг обнаружит, что она потеряла существенную часть своей территории и значительную долю своего населения, можно будет сказать, что в начале нулевых нам, действительно, было не до чего и что в эти годы мы занимались более важными делами, чем сохранение государственности, национальной идентичности и территориальной целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования на безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере беспочвенны.
Тем не менее основания для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.
Я вспоминаю своих стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды на военных своих фотографиях! И еще как счастливы были, что мы, дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие и загорелые, расцветшие и пережаренные на солнце. Мы же почему-то решили, что предыдущие поколения были нам должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что не отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.
Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от массовых пароксизмов индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.
(314 слов) З. Прилепин
[/EXP]