ВЧНГ выступил генеральным партнером «Байкальской прессы»
Фестиваль «Байкальская пресса» собирает лучших в своей профессии, мастеров слова. Власти региона уделяют повышенное внимание проведению форума журналистского мастерства. Средства массовой информации на сегодняшний день являются эффективным инструментом построения гражданского общества.
Это понимает и бизнес, без спонсорской поддержки которого было бы невозможно решить организационные моменты. В этом году генеральными партнерами «Байкальской прессы» выступили российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР и ее дочернее предприятие ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ), которое в этом году отмечает 10-летие со дня основания. Своим взглядом на роль журналистики в современном обществе, взаимодействие бизнеса и СМИ, празднование юбилея компании поделился генеральный директор ВЧНГ Игорь Рустамов.
– Игорь Фаикович, народная мудрость гласит: говорить может любой, но быть услышанным многими – далеко не каждый. Какая роль, на ваш взгляд, сегодня отводится прессе? Можно ли ее считать четвертой властью?
– Тот, кто формирует общественное мнение в государстве, по сути, и является властью. Именно журналисты формируют общественное мнение, поднимают наиболее актуальные проблемы, которые волнуют страну. Демократия невозможна без постоянной дискуссии, без разноголосицы мнений. И СМИ обеспечивают этот диалог, находят место на своих страницах и в эфире для самых различных взглядов, налаживают обратную связь между властью и гражданским обществом. Изменяется мир, меняются информационные технологии, но остаются главные критерии качества – оперативность, объективность, принципиальный и неравнодушный подход к подаче информации. Почему мы выступили генеральными партнерами фестиваля? ТНК-ВР и ВЧНГ ведут политику максимальной прозрачности и информационной открытости. Только в заинтересованном диалоге власти, бизнеса и граждан будет рождаться сильное государство.
– Откуда вы предпочитаете черпать информацию?
– Раньше это были газеты и телевидение. Сегодня более оперативно информация подается в интернете. В нашей компании есть служба, которая занимается мониторингом СМИ и делает для руководителей подборку информации обо всех важных событиях страны и мира, а также материалов по нефтегазовой отрасли, энергетическому комплексу и прочее.
– В советское время журналисты могли свободно позвонить директору предприятия или чиновнику. Потом начали появляться пресс-службы. Иной раз нашему брату приходится довольствоваться пресс-релизами. Означает ли это, что бизнес и власть стали более закрытыми?
– Согласитесь, есть случаи, когда журналист, не разобравшись в том или ином вопросе, начинает критиковать работу компании или власти. При этом он использует либо неточную терминологию, либо некорректную информацию. Критика нужна, но если она конструктивная и качественная. Понимая, что журналистами любое высказывание может быть интерпретировано по-своему и не всегда правильно изложено, предприятия начали создавать пресс-службы, чтобы вести информационную политику наиболее эффективно. Если говорить о доступности руководителя, то лично я открыт для встреч с журналистами, о чем говорю во время каждой пресс-конференции.
– ВЧНГ в этом году отмечает пусть и небольшой, но юбилей – 10 лет! Как будете праздновать?
– Несмотря на то что историческая дата создания компании 25 апреля, торжества перенесли на 1 и 2 июня. Во-первых, будет теплее, во-вторых, празднование юбилея хотим совместить с Днем города, чтобы сделать подарок иркутянам – концерт звезд российской эстрады. Корпоративный вечер состоится в Музыкальном театре, куда будут приглашены наши акционеры – в лице представителей ТНК-ВР и Роснефти, наши партнеры, представители власти, заслуженные работники компании и другие гости. Торжественные мероприятия пройдут и на самом месторождении.
– Юбилей – это всегда прекрасный повод подвести некий итог деятельности компании. Какими достижениями вы сегодня гордитесь?
– Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение аномально по геологическим параметрам: здесь очень высокая расчлененность и низкая температура пласта – 14 градусов по Цельсию при глубине залегания 2,5 км. Таких месторождений в мире пока нет. Поэтому все технологии, которые мы здесь применяем, уникальны. Например, технология гидроразрыва пласта. Под большим давлением в пласт закачивается мелкий песок, в результате создаются трещины, что вызывает больший приток нефти и увеличение добычи. Эта технология применяется в мире больше полувека. Но из-за геологических особенностей месторождения нам пришлось разработать собственную технологию. То же самое касается наклонно направленного бурения. Уникален наш опыт и по созданию подземного хранилища для попутного газа. С одной стороны, компания выполняет требования российского законодательства в области экологии, с другой – из-за отсутствия в настоящее время газовой инфраструктуры в области мы сохраняем голубое топливо до лучших времен.
Кроме того, мы применяем такие технологии, которые максимально безопасны и надежны, поскольку месторождение расположено на расстоянии 1200 км от города и в полной изоляции. При прокладке трубопроводов в обязательном порядке используем многослойное покрытие, чтобы предотвратить коррозию. Мы строим не одну ЛЭП, а две, чтобы обеспечить надежность электроснабжения.
– В последнее время наши власти говорят о создании в области нефтегазохимического кластера. Какое место в нем, по-вашему, займет ВЧНГ?
– У Иркутской области есть все возможности, чтобы добывать и перерабатывать углеводородное сырье. И на ближайшее время нефтегазохимический кластер должен стать приоритетным направлением в развитии региональной экономики. Что касается участия ВЧНГ в данном проекте, то все зависит от того, где появятся центры по переработке углеводородного сырья, то же самое касается и центров по генерации электроэнергии, куда мы сможем подавать газ.
– В этом году вы вступили в Попечительский совет Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Что вы планируете делать в рамках данной инициативы?
– Наше участие не будет ограничиваться только финансовой поддержкой. У нас молодой и любознательный коллектив, которому интересны и научные конференции, и экспедиции, и фотовыставки. Я, например, сам бы поучаствовал в исследованиях Ботовской пещеры в Жигаловском районе. С детства мне нравятся пещеры, есть в них что-то таинственное.
– Между ТНК-ВР и Правительством Иркутской области заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Какие мероприятия в этом году получат вашу финансовую поддержку?
– Их много. Расскажу лишь о некоторых. Мы уже выступили спонсором футбольного клуба «Радиан-Байкал». Финансовая помощь будет оказана в проведении Иркутского областного фестиваля для творчески одаренных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов «Байкальская звезда». Примем участие в организации II съезда коренных малочисленных народов Севера Иркутской области. Планируем приобретение оборудования и инвентаря для школ и больниц.
– В сентябре Иркутская область отметит 75 лет со дня своего основания. Какое событие, на ваш взгляд, оказалось наиболее знаковым в истории области?
– Как нефтянику мне ближе тема развития нефтегазовой отрасли. В этом смысле знаковым стал фонтан первой нефти в поселке Марково. Кстати, 18 апреля исполнилось ровно 50 лет с того знаменательного дня. Это была победа сибирской геологической школы, представители которой утверждали, что в Восточной Сибири находятся залежи кембрийской нефти. И хотя запасы Марковской скважины оказались невелики, открытие восточносибирской нефтегазовой провинции состоялось. Позднее были найдены другие нефтяные месторождения, в том числе и Верхнечонское.
И еще одно событие, на мой взгляд, имеет важное значение в развитии нефтяной промышленности региона – это проект нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Если помните, изначально он пролегал чуть севернее Байкала. Потом президент РФ Владимир Путин своей рукой изменил маршрут ВСТО, приблизив нефтепровод к месторождениям, что позволило увеличить нефтедобычу в Иркутской области. Это событие, в свою очередь, придало новый импульс развитию экономики региона и позволило нам с уверенностью смотреть в завтрашний день.
Наталья Мустафина