ВАЛЕРИЙ ТРУФАНОВ: КАК СЛОВО ВАШЕ ОТЗОВЕТСЯ…
Двенадцатый раз фестиваль «Байкальская пресса» собирает под свое крыло самых талантливых, прогрессивных и неординарных журналистов Иркутской области.
И уже много лет подряд активно способствует проведению традиционного форума группа компаний «Радиан». Зачем это нужно многопрофильному предприятию, у которого хватает производственных дел и которое уже реализует значимые в масштабах области социальные проекты? Как сегодняшняя журналистика влияет на формирование общественного мнения? Может ли пресса быть независимой в принципе? Об этом и многом другом размышляет президент группы компаний «Радиан», стратегического партнера фестиваля, Валерий Труфанов.
– Валерий Николаевич, что побуждает вас из года в год поддерживать фестиваль? Не логичнее было бы, с точки зрения продвижения бренда предприятия, «засветиться» в другом крупном проекте, отметиться в ином публичном мероприятии?
– В том-то и дело, что наше участие в «Байкальской прессе» продиктовано не стремлением «засветиться» или «пропиариться», как выражаются журналисты, – оно обусловлено искренним уважением к прессе, к тяжелому, а порой и опасному труду журналистов. Я всегда с уважением относился к людям, способным говорить правду в глаза. Но одно дело – говорить это кому-нибудь тет-а-тет, совсем другое – многотысячной, а подчас и многомиллионной аудитории зрителей, читателей, слушателей. Не секрет, что люди чаще верят прессе, чем политикам. Потому и ложится на плечи журналистов двойная ответственность: не просто поведать правду, но и грамотно, взвешенно, доступно расставить все акценты. Приятно сознавать, что таких людей в наших областных СМИ достаточно много – причем не только среди ветеранов репортерского цеха, но и среди молодежи. В этом я убеждаюсь на каждом новом фестивале.
– Взаимоотношения бизнесменов, руководителей крупных фирм с журналистами далеко не всегда складываются гладко…
– Такова жизнь, в которой, как известно, есть не только розы, но и шипы. Мы должны быть честными прежде всего друг перед другом – и тот, кто говорит, и тот, кто пишет или снимает.
– Ваше пристрастное отношение к прессе позволяет судить о тех переменах, которые происходят в этой важнейшей составляющей общества. Эти перемены к лучшему или к худшему?
– Не думаю, что следует так ставить вопрос – лучше или хуже стала журналистика. С годами она стала просто другой – более динамичной, лаконичной, раскованной. Наверное, это веяние времени, но мне, честно говоря, порой очень не хватает в современной прессе публицистичности и душевности, что ли. Я убежден, что во все времена пресса все-таки должна подтягивать читающую и смотрящую публику до своего уровня, а не идти на поводу у, мягко говоря, не самых грамотных и культурных слоев населения. Недавно в Иркутске проводили так называемый народный диктант, в котором могли участвовать все желающие. Так вот, его результаты оказались обескураживающими – не помню точных цифр, но, по-моему, «неуд» получили процентов 90 экзаменуемых. Да – проблемы школьного образования! Да – падение интереса к серьезной литературе! Да – пренебрежение правилами грамматики во «всемирной паутине»! Но стремиться к грамотности и культуре все равно надо, и роль газет, радио, телевидения, того же интернета в этом плане трудно переоценить. И речь, естественно, идет не только о правописании или верном произношении текстов – о нравственном содержании журналистских материалов в первую очередь. Хотя замечательный русский поэт Федор Тютчев и говорил: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», журналисты, мне кажется, это предугадывать обязаны. Другими словами – чувствовать ответственность за каждую написанную строчку и сказанное в эфире слово.
Многие сегодня преподносят интернет как эталон свободы слова. Но это далеко не так. Спрятавшись за ником, анонимному автору позволительно вываливать на широкую аудиторию недостоверную, провокационную информацию, а порой и откровенную глупость, разжигать национальную рознь и оскорблять религиозные чувства людей. Навязчивая реклама, порнография и безвкусица ничего общего со свободой слова и свободой творчества не имеют. И это касается не только сети – «желтизной» грешат и некоторые печатные издания и телепрограммы.
– Валерий Николаевич, бытует мнение, что федеральная пресса по своему качественному уровню значительно превосходит прессу региональную, или, как еще принято говорить, провинциальную…
– С этим я в корне не согласен. Провинциализм – это не географическое понятие, а, если хотите, нравственное, духовное. Я вообще убежден, что Иркутская область – особенный регион. То ли зерна, «посеянные» ссыльными декабристами, то ли неповторимая аура Байкала, то ли старинные купеческие традиции создали здесь удивительную атмосферу. Просторы – огромные, перспективы – грандиозные, точек приложения сил – хоть отбавляй. Мне кажется, что для журналистов Приангарье – настоящий Клондайк. Пусть здесь нет поп-звезд эстрады или скандальных политиков, всемирно известных олигархов или киногероев, но зато столько прекрасных, удивительных, добрых и талантливых людей! И кстати, читать в газетах и смотреть по телевизору про наших земляков, я вас уверяю, очень интересно. Во многом потому, что рассказывают о них действительно талантливые люди. Между прочим, хорошо известно, что многие журналисты федеральных изданий и телеканалов в свое время прошли богатейшую школу региональной прессы.
– В этом году Иркутской области исполняется 75 лет. Какое событие, произошедшее за это время, представляется вам наиболее значимым и достойным журналистского внимания?
– Наверное, это даже не событие, а целая эпопея – я имею в виду строительство энергетического каскада на Ангаре: Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС. Это был настоящий прорыв в экономике Иркутской области – как в свое время план ГОЭЛРО для всей России. Эти грандиозные стройки, а вместе с ними и новые города возводили деды и отцы сегодняшних жителей Приангарья. К слову, наша мощная энергосистема по-прежнему остается одной из самых стабильных и масштабных в стране.
– Герои газетных страниц и телевизионных передач – кто ими, по вашему мнению, может сегодня быть?
– Мне всегда импонируют люди, добившиеся успеха собственным трудом. И не важно, в какой сфере – бизнесе или спорте, искусстве или сельском хозяйстве, науке или строительстве. Я всегда заряжаюсь позитивом от таких личностей. Для того чтобы быть, к примеру, культурным, не обязательно иметь дворянские корни, а чтобы стать преуспевающим бизнесменом – быть сыном миллионера. Все зависит от характера, от стержня, который должен присутствовать в каждом человеке. Такие натуры мне особенно интересны.
– Что бы вы хотели пожелать участникам фестиваля «Байкальская пресса»?
– Постоянной жажды творчества и полета фантазии. Честности и требовательности к себе. Умения разглядеть в самых обыденных вещах проявления красивого, доброго, вечного. Желаю, чтобы наши журналисты больше внимания уделяли семейным ценностям, всеобъемлющему понятию «дом», здоровому образу жизни, спорту. Всему тому, что делает наше пребывание на Земле прекрасным и чрезвычайно интересным!