16.05.2012 07:15
Рубрики
Общество
Теги
16.05.2012 07:15

Журналисты клубного формата

Клуб молодых журналистов – такое сообщество может в самом скором будущем появиться в Приангарье. Идея его создания зрела у министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике несколько лет, но только сейчас начала обретать реальные черты и уже вызвала интерес как у редакторов местных СМИ, так и у самих студентов факультетов журналистики.

В январе этого года прошел первый семинар для молодых журналистов Иркутской области. Он собрал 28 человек. Участники прослушали курс лекций от филологов, политологов и редакторов газет и ТВ. По словам министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Приангарья Игоря Иванова, такие обучающие семинары планируется проводить примерно раз в месяц. Соучредителем клуба молодых журналистов выступит местное отделение Союза журналистов России.

– В трех иркутских вузах обучают студентов по специальности «Журналистика», и, как правило, с третьего курса студенты уже работают в местных изданиях, но само профессиональное сообщество пока что не оформлено. Молодые журналисты перетекают из одного издания в другое, уезжают за более высокими гонорарами в другие города и жалуются на отсутствие работы. Но по факту – во всей области не зарегистрировано ни одного молодежного издания или телеканала, а те, которые изредка появляются, существуют не дольше, чем полгода. Однако же в регионе есть достаточное количество площадок, которые готовы работать с молодыми авторами. Вопрос в том, как состыковать начинающих авторов с редакторами, создать им условия для роста – профессионального и карьерного, и это задача клуба, – пояснил Игорь Иванов.

Министр также отметил, что уже сегодня на базе иркутского Дома офицеров возможно создать площадку для работы фрилансеров, где они могли бы работать и общаться. Но основное взаимодействие журналистов – учитывая размеры региона и расстояния – должно производиться в сети. Не так давно иркутские репортажные фотографы создали в сети Facebook сообщество Editorial, через которое они общаются с редакторами СМИ – продают свои фотографии или же принимают заказы на съемку того или иного события. По такому же принципу может работать и клуб молодых журналистов – не исключено, что в самое ближайшее время группа в тестовом режиме появится в социальных сетях.

– Кроме того, важно информировать молодых журналистов о проходящих семинарах и мастер-классах, как у нас, так и в других городах. Нашими ресурсами мы готовы всесторонне поддержать клуб молодых журналистов, – подчеркнул министр.

Редакторы ведущих СМИ региона в целом положительно оценили идею создания клуба, многие из них надеются с помощью него найти и новых молодых авторов, однако они отметили ряд организационных нюансов. Как заметил генеральный директор медиахолдинга «Номер один» Владимир Симиненко, если сегодня факультеты журналистики не справляются с ролью «Клуба молодых журналистов», то «создание еще одного клуба не должно сопровождаться простым копированием функций журфаков в надежде, что здесь другие люди и у них получится».

Генеральный директор медиагруппы «БайкалТелеИнформ» Михаил Дронов также не считает, что сильнейшие кадры готовят факультеты журналистики, противопоставляя им выпускников исторического факультета ИГУ. Но он отметил важность «семинаров для молодых журналистов», встреч с образованными, мыслящими людьми: «Только это должны быть семинары-лекции не на тему «как писать», а «как найти себя в этом мире пишущему человеку». Собственно слагать мысли и наблюдения в какие-то предложения – дело нехитрое, и реальная потребность города в подобных кадрах вполне может быть удовлетворена просто пишущими «в стол» выпускниками. А вот найти свое место в очень изменившемся мире – это да… тут нужны долгие споры, нужен шквал парадоксов на юную голову… и никакого диктата! Поэтому я рекомендовал бы заявить подобные семинары как «Миссия журналиста в первой трети XXI века».

Главный редактор газеты «Иркутский университет» Ирина Жеглова с энтузиазмом отнеслась к планируемым мастер-классам от профессионалов: «Такие встречи студентам очень нужны. В 17–18 лет у них горят глаза. Но иногда ребята имеют смутное представление о работе редакции ежедневной газеты или о том, как делаются телевизионные сюжеты. Кто-то начинает практиковаться только на четвертом, пятом курсе, а некоторые приходят к нам на стажировку абсолютно нулевые. Думаю, регулярные мастер-классы, круглые столы, семинары помогут ребятам не только в учебе, но и – потенциально – в трудоустройстве».

Студентка БГУЭП Татьяна Сапожкова полагает, что для того, чтобы клуб работал, необходимо соблюсти два условия: важно, чтобы в клубе были заинтересованы работодатели в лице редакторов местных изданий, радиостанций и телевидения, готовые учить «зеленых» журналистов и давать им возможность заработка.  И второе – чтобы реально создание клуба началось как можно скорее, а то идея может угаснуть, так и не увидев свет.

Выпускающий редактор портала Ogirk.ru Роман Предеин в этом году сам оканчивает факультет журналистики БГУЭП и считает, что главная проблема журфаков Иркутска заключается в нехватке актуальных знаний: «Безусловно, университеты дают хорошую теоретическую базу, но когда студенты попадают «в поле», они просто не знают, как применить свои знания. Если бы клуб работал именно в направлении «ввода» студентов в сегодняшние практические реалии профессии, отдача была бы колоссальной. Стажеры, которые приходят к нам в Ogirk.ru, слабо представляют себе даже процесс сбора материала  – они этого никогда не делали, они никогда не видели даже современной редакции в ее обычном рабочем процессе. А ведь сколько сегодня есть новых нюансов в работе журналиста, учитывая, что мы теперь должны уметь производить конкурентоспособный конвергентный мультимедийный продукт».

Преподаватель факультета журналистики БГУЭП, главный редактор портала Бабр.ру Дмитрий Таевский оценил идею создания клуба скептически: «Боюсь, что эта идея может быть напрочь заформализована и, в конечном итоге, похоронена. Такой клуб имеет смысл лишь под «крышей» факультета журналистики, возможно при некотором внешнем финансировании. Все-таки сапоги должен тачать сапожник. По крайней мере, ежегодный конкурс школьных журналистов «Частный корреспондент», проходящий на журфаке БГУЭП, показывает, что именно такая стратегия дает осмысленные плоды. В общем случае ориентация на студентов и молодых журналистов достаточно сомнительна. Практически все то, что перечислено, проводят сами факультеты журналистики, причем не очень заметно, что это сильно интересует студентов. Будем честными: из 100 (допустим) студентов факультета журналистики 10 уже работают и практически не ходят на занятия, еще 10 собираются работать в профессии и как-то ей интересуются. А остальные – как говорится, «курсы парикмахеров и замуж». Поэтому к такой идее я отношусь крайне скептически. Вот что будет точно работать и что позарез необходимо – это летний лагерь для молодых журналистов, например, на неделю где-то на Байкале».

Кстати, предполагается, что в этом году в августе, в рамках молодежного межрегионального лагеря «Байкал 2020», на площадке СМИ, которая в этом году включает в себя секции «СМИ» и «Новые медиа», молодые журналисты смогут познакомиться между собой и окончательно сформировать свое видение деятельности клуба.