18.05.2012 07:15
Рубрики
Общество
Теги
18.05.2012 07:15

Александр Рассолов: Туристы будут помогать заповеднику охранять природу

Александр Рассолов: Туристы будут помогать заповеднику охранять природу

Байкало-Ленский заповедник намерен открыть миру первозданную красоту байкальской природы. Подробно о планах рассказал газете «Областная» его новый директор Александр Рассолов, ранее занимавший должность директора Саяно-Шушенского биосферного заповедника.

Бизнес начинается с визит-центра

– С 2011 года финансирование особо охраняемых территорий увеличено в разы. Какие возможности открывает сей факт для Байкало-Ленского заповедника?

– Увеличение финансирования есть, но, к сожалению, программа развития заповедника задерживается. По независящим от нас причинам поступление средств начнется не в январе, а в лучшем случае в мае. Это общесистемная проблема России. Всего в 2012 году планируется получить из федерального бюджета около 90 млн рублей. Средства будут направлены не только на развитие охраны в заповеднике, но и на экологический туризм.

– В каком ключе будете развивать туризм?

– Мы предполагаем два направления. В первую очередь создание визит-центра в микрорайоне Солнечный города Иркутска в здании, где находится наш офис. Он необходим для того, чтобы люди, которые едут на Байкал, могли получить информацию о нашем заповеднике, узнать о его достопримечательностях, существующих маршрутах, возможностях отдыха на туристических базах, приобрести сувенирную продукцию. Визит-центр очень удобно расположен для туристов – недалеко от аэропорта, что должно обеспечить его высокую посещаемость. В настоящее время, не дожидаясь финансирования, мы начали реконструкцию первого этажа. Площадка перед зданием преобразится – мы собираемся провести конкурс дизайнерских проектов и благоустроить территорию, сделать ее привлекательной для посетителей, а на здании установим панель в форме Байкала. Все это планируем сделать в текущем году. Реконструкция обойдется в пределах 5 млн рублей.

– Что конкретно будет в этом визит-центре?

– Экспозиции, сделанные по самым современным технологиям. Видеофильмы, слайдшоу и фотографии расскажут об истории Байкала, о его флоре и фауне, народах, населявших эти земли и их культуре, а также помогут познакомить посетителей с правилами поведения на охраняемой территории, бережного отношения к природе. Мы планируем оборудовать систему интерактивного знакомства с животным миром и байкальскими ландшафтами. 

– Наподобие Байкальского музея?

– Не совсем. Информация будет посвящена в большей степени особо охраняемым территориям. Ведь у нас много не только уникальных природных комплексов, но и древних стоянок и археологических памятников, которые могут привлечь людей, интересующихся историей Сибири. В настоящее время подобных услуг не предлагает ни одна туристическая компания.

– Разве турфирмы могут предлагать отдых в заповедной территории?

– Разумеется, но посещение заповедника возможно только с нашего разрешения и в сопровождении инспектора. За несколько месяцев работы в Иркутской области я увидел, как много безграмотных предложений турфирм. Например, организация рыбалки на территории Байкало-Ленского заповедника, которой там не может быть по определению. Как выяснилось, многие путают понятия «национальный парк» и «заповедник». 

По древним местам на снегоходах

– Какое второе направление развития экологического туризма?

– Организация экологических маршрутов в заповедной территории. На текущий год были планы по селу Чанчур в Качугском районе. Это старое селение на реке Лене, которое возникло еще в XVII веке. Через эти места казаки впервые вышли к Байкалу. Там недалеко от старой дороги есть пещеры, рудник, где добывали золото, на истоке Лены находится часовня. В Чанчуре сегодня живет две-три семьи. Мы собираемся расчистить старые дороги, скотогонные тропы и организовать снегоходный маршрут из Чанчура через исток Лены с выходом на Байкал. Летом по этой тропе можно будет путешествовать на конях. Отрицательное воздействие на окружающую среду будет минимальным, а животных, как показывает опыт, транспортные средства и люди не пугают, если не стреляют и не преследуют их. Вполне экологический событийный туризм. В самом селе хотели организовать стоянку – построить дома на 24–25 мест со всеми удобствами, со связью. Но это уже планы не 2012 года, а, надеюсь, хотя бы 2013 года. Конечно, путешествие на снегоходах будет рассчитано на небедных туристов. Но такие маршруты сегодня пользуются большим спросом.

– Проблем со строительством стоянки не будет? Все-таки заповедные места, ограничение деятельности.

– Чанчур находится за пределами территории заповедника – это земли поселений, поэтому никаких проблем с отводом земли не будет. К тому же, расчищая старые тропы и дороги для туристов, мы решаем сразу несколько задач: создаем сеть противопожарных дорог, по которым сотрудники заповедника смогут быстро добраться до очагов возгорания, облегчаем инспекторам контроль территории, позволяем людям знакомиться с уникальными уголками прибайкальской природы. Регулярно проходящие группы туристов, многие из которых вооружены фото- и видеоаппаратурой, станут дополнительной преградой на пути нарушителей заповедного режима. Нельзя не учитывать тот факт, что поток туристов будет способствовать появлению новых рабочих мест в Качугском районе.

Кстати, строительство кемпингов на территории заповедника возможно. Именно так мы намерены развивать туризм на побережье Байкала. Мы планируем для кемпингов разработать единый стиль, учитывающий культурные традиции народов Прибайкалья, но позволяющий использовать современные технологии, и после согласования с Минприроды начать создание баз, которые не будут выбиваться из природного ландшафта. В качестве материалов будем использовать дерево, камень и стекло. Также будет применяться клееный профилированный брус.

Отдых на мысе Покойный

– Далеко не дешевый строительный материал…

– Он оправдает расходы, потому что не нужно проводить внутренние и наружные отделочные работы. Этот строительный материал позволит быстро построить красивые домики, причем не сарайного типа, которые можно встретить на Малом Море. Уже в этом году мы отремонтируем два кордона на берегу Байкала. Внешний вид домов изменится коренным образом. Например, на крыше будет устроена застекленная башенка, из которой можно будет комфортно наблюдать за окресностями в любую погоду. К концу мая мы планируем закончить ремонт. Надеемся, что подобные сооружения появятся и на мысе Покойный.

– Почему выбрано место со столь отталкивающим названием?

– Мыс Покойный географически подходит для начала развития туризма, поскольку расположен относительно недалеко от Иркутска, и к нему можно причалить на судне. А название его играет нам на руку. Довольно много легенд ходит вокруг мыса, о чем туристам будут рассказывать гиды. Кстати, на первой подробной карте Байкала этот мыс был назван Покойный от слова «спокойный».

– Кроме сторожевых домиков, что там появится в будущем?

– В перспективе планируем установить достаточно компактную турбазу, на одной точке мы не должны концентрировать более 30–40 человек одновременно. У нас вообще такой подход – есть финансирование, надо планировать и делать в пределах имеющейся суммы, чтобы не было потом долгостроя. В этом году выделяют около 90 млн рублей, нужно их направить на определенные объекты, которые будут приносить пользу и прибыль уже сегодня.

Хотя есть утвержденный генеральный план застройки, но мы собираемся его переработать и создать интересный, гармонирующий с окружающей природой и культурными традициями Байкала комплекс.

– Как долго добираться до мыса?

– Если идти от Замы на быстроходном катере, потребуется порядка трех-четырех часов, на туристическом – максимум шесть часов. В этом году наш заповедник планирует приобрести небольшое судно на 16–20 человек. Будем возить туристов на мыс. Однако есть круизы вокруг Байкала, во время которых катера останавливаются в бухтах, и пассажиры могут совершить небольшие экскурсии. Мы предлагаем фирмам останавливаться на наших обустроенных точках. В частности на мысе Покойный. Пока на один день. Но как только создадим инфраструктуру, отдыхающие смогут оставаться у нас с ночевкой. 

Фотоохота на медведя

– Помимо отдыха на лоне первозданной природы, что еще будете предлагать туристам?

– Будет оборудовано несколько километров троп с аншлагами, указателями, привалами. Это позволит нам осуществлять пешие и конные маршруты. Со временем мы надеемся создать нечто вроде музея под открытым небом, в котором можно будет знакомиться не только с объектами природы и животными, но и с археологическими находками, традиционным бытом народов живших и живущих на берегах озера, эвенков, бурят, первых русских поселенцев. Рассчитываем, что вскоре мы сможем организовывать фотосафари на нашей территории. Если мы напишем, что в такие-то сроки вы увидите медведя, вы его обязательно увидите.

– Прирученного?

– Разумеется нет, подкармливать, а тем более приручать зверей в заповеднике нельзя. Есть ведь система смотровых площадок. И мы сделаем так, чтобы вы сидели не за деревом и не на дереве, а наблюдали за зверями в комфорте и полной безопасности. Если животных не пугать, они достаточно регулярно выходят к солонцам, к местам кормежки, отдыха. Конечно, чтобы сделать удачный снимок, потребуется время, но в том и интерес. Заповедник не зоопарк, и звери абсолютно свободны. В России подобные смотровые площадки есть. Надеюсь, в Байкало-Ленском за год-два удастся сделать нечто подобное.

– Нет опасений, что люди все равно будут оставлять мусор, несмотря на заповедную территорию?

– Неорганизованных людей у нас не будет. На любого дикого туриста, которого мы выявим, составляется протокол на 2 тыс. рублей штрафа. Но дело даже не в протоколах. Наша задача организовать интересный туризм, чтобы гостям хотелось приезжать снова и снова и именно организованно.

– Рассчитываете в основном на иностранных туристов?

– В России нельзя рассчитывать только на иностранных туристов, необходимы и соотечественники. Но так сложилось, что россияне предпочитают отдыхать за рубежом. Просто это дешевле. Государство своей политикой должно стимулировать внутренний туризм.

– Все равно отдых на Байкале не из дешевых. В заповеднике, наверное, будет еще дороже?

– Вовсе нет. Мы постараемся организовать разнообразные маршруты, и гости смогут сами делать выбор. Цены будут разумными, а окончательно их отрегулирует спрос. У заповедников есть преимущество, поскольку государство финансирует развитие экологического познавательного туризма.

– Сколько людей в прошлом году посетило заповедник и на какие цифры рассчитываете нынче?

– Пока пропускная способность заповедника низкая, поэтому и туристов было немного. В 2011 году особо охраняемую территорию посетило более 500 человек, в 2012 году мы планируем принять 1–1,5 тыс. человек. За счет организации экскурсий в заповедные территории, в том числе с турбаз Малого Моря. 

Кстати, с мэром Ольхонского района у нас единая точка зрения о необходимости строительства визит-центра на его территории, который бы взял функцию координации всех туристических потоков. Если не будет централизованного туризма, мы погубим прибрежную зону Байкала. Пока все идет по худшему сценарию. Нет единого стиля, единой застройки. Как сторонний наблюдатель, я проехал по берегу Байкала и ни на одной турбазе у меня не остановился взгляд. В заповеднике у нас будет совершенно иной подход к развитию туризма.