18.05.2012 07:15
Рубрики
Культура
Теги
18.05.2012 07:15

Устремленные в будущее собиратели прошлого

Весь XVIII век в Сибирь шли экспедиции Мессершмидта, Беринга, Палласа, Крашенинникова, Миллера, Георги, Гмелина. Все эти имена мы теперь видим на фронтоне Иркутского областного краеведческого музея. Общие деяния той эпохи и потребность в просвещении предопределили его создание.

Первый музеум

Важно отметить, что нашему краеведческому музею более соответствует титул «научно-краеведческий», поскольку в его стенах трудились ученые и академики, а на полках его библиотеки стоят сотни научных работ, изданных под музейным грифом.

Создателем краеведческого музея часто называют Эрика Лаксмана, но это не совсем так. Поскольку имена создателей надлежит знать прочно, остановимся на этой истории.

Тон европейской науке во многом задавал в ту пору выдающийся ученик знаменитого Цельсия, шведский врач, натуралист, академик, создатель классификации растений и животных Карл Линней. В 1764 году он писал Лаксману: «…Станете высылать мне сибирские семена, то не выбирайте лишь виднейшие растения, а берите также из самых жалких и некрасивых, потому что эти именно бывают самыми редкими».

В переписке Линнея мы впервые встречаем имя человека, который и стоит у истоков создания иркутского музея: «Господин Карамышев издает теперь под моим руководством диссертацию, обнимающую все до сего времени известные сибирские растения». Значит, Матвей Александрович Карамышев тоже ботаник.

Не из праздного любопытства были тогда предметом неусыпного внимания со стороны правительства и ученых природные особенности азиатских владений России. Во-первых, здесь ищут растения, стойкие к суровым условиям и способные давать большие урожаи. Во-вторых, изыскиваются новые лекарственные виды. В особую моду попадает тогда сибирский ревень. Его искали Паллас, Гмелин, Георги, Лаксман.

Эрик Лаксман к концу века изъездил всю Восточную Сибирь, он член-корреспондент Российской Академии, член ученых обществ Берлина, Данцига и Лунде. Он находит залежи белоснежного мрамора у Слюдянки, обнаруживает там же богатое месторождение лазурита, находит аквамарины и бериллы на Ононе и Ингоде, а также светлый оникс и черный порфир, свинцовую и медную руду. Перед глазами Лаксмана прошла вся многолетняя эпопея исследования Сибири и Камчатки, со многими участниками экспедиций он в дружбе и переписке, его стеклянный завод на реке Тальцинке (сейчас в этом месте расположен этнографический музей) выпускает чистое, красивое и крепкое стекло, он постоянный житель Иркутска, и его в Сибири хорошо знают. Время от времени в его письмах звучит слово «музеум».

Коллекции растений и камней собирает и Александр Карамышев, тот самый ученик Карла Линнея. Он – выпускник горного училища в Екатеринбурге, изучал естественные науки и химию в Московском университете, с 1779 году – член-корреспондент Российской Академии наук и служит в Иркутске, как ни странно, первым директором Иркутской банковской ассигнационной конторы. Он водит дружбу с Лаксманом, оба ботаники, специалисты по минералогии, образованные и деловые люди. И, может быть, их знакомство осталось бы заурядным среди многих приязней, но судьба почти на год связала их нерасторжимым узлом долга и общей ответственности.

В 1779 году Александра Карамышева направили управлять Нерчинским округом, а в помощь ему поставили главным горным советником и надзирателем за рудниками и приисками сведущего в минералогии Эрика Лаксмана. На службе в Нерчинске Карамышев и Лаксман сблизились – они жили и работали в окружении чиновников, которые, даже получая двойное жалованье, отличались неимоверным невежеством, нерадением, пьянством и пренебрежением к делам. Не раз оба вспоминали Иркутск, светское общество, театр, просвещенное купечество. Конечно, говорили о Европе, и Лаксман вспоминал тех, с кем доводилось ему вести ученые беседы, и у обоих перед глазами стоял наглядный урок истории, как познание и культура способны облагородить общество, и как отсутствие таковых ведет к вырождению.

Менее чем через год Карамышев вернулся в Иркутск, а Лаксману это предстоит только через два года. Город показался Карамышеву оазисом в пустыне: здесь жили люди разных вероисповеданий, вращались огромные капиталы, народонаселение достигало уже двадцати тысяч, стояли 12 церквей, горожане выписывали книги и журналы, в городе имелся кабинет редкостей, функционировал банк, в театре ставили пьесы, и уже явились первые миллионеры, которые чтили традиции благотворительности и держали открытые столы для близких гостей и заезжих знаменитостей. Уже четко означились династии, которые вслед за учеными снаряжали походы на Кадьяк и Аляску, достигали Алеутских островов, богатели на морской охоте и винокурении: Трапезниковы, Югов, Бичевин, Мыльниковы, Шелехов, Сибиряковы.

1 февраля 1779 года в Иркутск прибывает новый губернатор, типичный представитель времен просвещения, Франц Николаевич Кличка, незаурядный, честный и деловитый, сумевший быстро снискать уважение местного общества и простых обывателей. Он привез с собой оркестр из сорока музыкантов и книги для открытия в городе библиотеки. Деньги на ее учреждение – три тысячи рублей – он испросил при аудиенции у Екатерины II. 1 февраля 1781 года в Иркутске открывается городская школа, спустя год она переезжает в отдельное здание у Тихвинской церкви, где 3 декабря открывают первую в городе публичную библиотеку. На деньги, выделенные императрицей, Академия наук собрала книги и отправила их в Сибирь. Они составили основу книжного библиотечного собрания. Немало книг было пожертвовано и иркутянами. А общественный кабинет редкостей – первый в Иркутске музеум – официально открыли уже при библиотеке. Здесь экспонировались древние грамоты, землеописательные рукописи исследователей края, инструменты и физические приборы сопровождавших ученые экспедиции, коллекции бабочек, цветов, рыб, жуков. Блюстителем первого музея, обязанным ведать делами и читать просветительские лекции, губернатор назначил Александра Карамышева. Лаксмана, несомненно, сочувствующего делу просвещения и сохранения памяти, в городе в это время просто не было – он приехал позднее.

Следуя традиции

Таким событиям, как открытие школ и училищ, музеев и библиотек, должно предшествовать время благоволения делу просвещения и познания, жажда общения с историей и культурой. Вторая такая волна случилась в Иркутске уже в наше время, в 1950–1980-е годы. Этому способствовали эйфория выхода в космос, идеологическое раскрепощение, возврат к культурным ценностям прошлого, мода на книги, иконы, антиквариат. Конечно, имел место и музейный бум: даже малоприметные конторы стремились тогда создать свой музей, не говоря уже о заводах и фабриках. Первый ведомственный музей появился в Иркутске в 1957 году, накануне 50-летия Октябрьской революции. Ваш покорный слуга являлся в те годы молодым сотрудником того самого Иркутского областного краеведческого музея, который уже имел полутора вековую историю. Молодой сотрудник заведовал фотолабораторией, изучал фотоархивы музея, обязан был вести фотосъемку всех интересных городских событий, готовить фотоматериалы для обновляющихся экспозиций, реставрировать старые фотографии и фотонегативы, искать и приобретать фондовое пополнение. И вот однажды, собрав большую стопку материалов о чаеразвесочной фабрике, я направился к ее директору Георгию Олимпиевичу Девятко и предложил создать на предприятии музей чая и чайной торговли в Сибири. Реакция была мгновенной. Девятко тут же провел совещание с ближайшими помощниками, и решение было принято. Я уходил из директорского кабинета с договором в кармане и с авансом, превышающим мой полугодовой оклад музейного работника. 5 ноября 1957 года мы торжественно открыли первый в городе ведомственный музей. На память о тех событиях у меня осталась почетная грамота и благодарственное письмо.

Лиха беда начало. В те годы жил-был в Ангарске «добрый волшебник времени» Павел Васильевич Курдюков. Он собирал часы всех марок мира, реставрировал их, и в итоге у него образовалась огромная коллекция бронзовых, фарфоровых, поющих, звенящих, танцующих малых и больших агрегатов. Павел Васильевич изъявил желание создать городской музей часов, и заведующая ангарским отделом культуры Клеонида Глебовна Юрьева пригласила меня заняться организацией этого дела. Благодаря усилиям многих людей и прежде всего Курдюкова, Ангарск сегодня имеет прекрасный музей часов, известный во всем мире.

Ну а дальше пошло-поехало. Музейный бум накрыл меня с головой, и в течение нескольких десятилетий мне довелось участвовать или полностью создавать «под ключ» полтора десятка музеев: Иркутского вагонного пассажирского депо (1978 год), курорта «Ангара» (1983), Восточно-Сибирского пароходства (1985), Областного общества ДОСААФ (1986), Иркутского государственного университета (1991), музейный комплекс ледокола «Ангара» (1992), музеи «Иркутскэнерго» – ТЭЦ-1, Ангарск (2003), ТЭЦ-2 в Иркутске (2000). Последним по времени в музейном активе остается у меня музей истории областной прокуратуры (2004). Признаюсь, когда в декабре 2003 года ко мне приехали молодые прокуроры Михаил Поваричев и Ирина Скрибченко и передали приглашение принять участие в создании музея прокуратуры, на строительство экспозиций которого нам отводилось три недели, я с трудом представлял, как можно показать историю такого специфического, закрытого учреждения, как прокуратура. Но оказалось, можно. Сами работники и ветераны прокуратуры были настолько организованны и подготовлены к работе, дело продвигалось стремительно и уверенно, простоев не случилось. Если сегодня были готовы чертежи витрин, то назавтра их уже привозили из мастерских исполнителей. Я многое узнал о нелегкой и порою очень опасной работе прокуроров, и больше всего меня впечатлил факт, что в годы жутких репрессии в СССР около семидесяти прокуроров отказались санкционировать незаконные аресты и преследования, за что сами жестоко поплатились. Мужество немногих реабилитировало тысячи.

Музеи – это история и культура народа, это зеркало, отражающее истину и глубину всенародного созидания, устремленность к светлому, как мечта, будущему.

 

справка

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Он появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. По определению ICOM, музеи являются институтами на службе у общества и его развития. По словам Жака Перо, экс-президента ICOM, «музеи должны занять место в сердце общества и быть открытыми общественности. Развитие наших учреждений зависит в большой степени от помощи общественности, и мы должны предложить ей возможность поддержать наши цели и принять участие в нашей работе. Таким образом, необходимо, чтобы музеи и общество работали вместе, в духе творчества и инноваций».

В 2009 году тема Международного дня музеев была определена словами – Музеи и туризм. В 2010 году темой Дня стали слова – Музеи во имя социальной гармонии, в 2011-м – Музеи и Память. В 2012 году Международный день музеев отметит свое 35-летие, и тема Дня этого года – Музеи в меняющемся мире. Новые вызовы, новое вдохновение.