Нефтяной форпост Восточной Сибири
Больше 30 лет назад в районе северо-восточных границ Иркутской области с Якутией был найден новый нефтяной Клондайк – Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение.
Первый миллион углеводородного сырья здесь добыли в 2009 году. Оператором месторождения выступает ОАО «Верхнечонскнефтегаз», которое в этом году отмечает 10-летие. В юбилейный год компания планирует выйти на годовую добычу – около 7 млн тонн нефти.
Город на вечной мерзлоте
Ни на одной карте мира вы не найдете поселка Вернечонский. Но он существует. Поселок находится на расстоянии от Москвы 4024 км, от Тюмени – 2590 км, от Иркутска – 921 км. Он расположен в глухой тайге, куда долететь можно только на вертолете. Здесь русские, канадцы, французы, немцы строят дороги, бурят скважины и добывают нефть.
Нефтяники предпочитают говорить о поселке Верхнечонский как о городе. И, по сути, они правы. Здесь есть вся необходимая инфраструктура и созданы комфортные условия для проживания. Нефтяники за счет сжигания попутного нефтяного газа обеспечивают себя электричеством и теплом. Транспорт перемещается по гравийным и бетонным дорогам. Они даже построили полигон для утилизации твердых бытовых отходов.
Во время первого визита к нефтяникам не сразу понимаешь, что находишься в промысловом поселке с большим количеством особо опасных инженерных объектов. Тебя окружают аккуратные бело-зеленые домики, выстроенные в кварталы, где есть столовые, гостиницы, общежития. О том, что поселок расположен в сибирской тайге, напоминают лишь сваи под зданиями — все-таки вечная мерзлота. Здесь люди не чувствуют себя оторванными от цивилизации. Везде есть телевизоры со спутниковыми антеннами, сотовая связь и выход в интернет. В поселке царит абсолютная чистота: вы нигде не увидите ни одного окурка под ногами, фантиков, разбитых бутылок и всякого другого хлама, которого с избытком в городах.
Во всех вахтовых поселках жестокие запреты – на алкоголь, наркотики, курение. Например, курить можно только в специально отведенных местах. Глоток алкоголя обойдется в 500 тыс. рублей – это реальный размер штрафа. Впрочем, эти ограничения – элементарные требования техники безопасности на опасном производстве. К охране труда здесь относятся очень серьезно. Даже журналисты, участники пресс-тура, прошли инструктаж, затем получили каски, защитные очки, спецодежду и обувь – и только после этого смогли попасть непосредственно на производственные участки.
Работа на месторождении ведется здесь вахтовым методом – смена длится 28 дней. Надо сказать, что нефтяной Клондайк превратил находившиеся на грани вымирания северные города в транспортные и логистические узлы. Нефть изменила малую авиацию региона: из пассажирской она превратилась в чартерную. Самый большой в области вертолетный парк авиакомпании UTair сосредоточился в городах, где цивилизация – понятие относительное.
Скважины бурят с помощью алмазов
Верхнечонское месторождение, как отмечают геологи, уникально по своему характеру и строению – здесь низкая температура пласта, присутствуют геологические разрывы. Его нефтеносная порода образовалась в докембрийский период, в результате чего ее твердость и значительные солевые отложения стали одной из проблем при освоении. Высокий технологический потенциал и сочетание международного опыта с российской нефтяной традицией позволили провести тщательную оценку и начать разработку Верхнечонского месторождения.
Сложность геологического строения нефтеносных пластов продиктовала необходимость применения особого технологического решения. Оно заключается в бурении крутых наклонных и горизонтальных скважин, проникающих через несколько слоев продуктивного пласта.
В этом году ВЧНГ планирует добыть около 7 млн тонн нефти. На верхнюю планку, 7,6 млн тонн в год, предприятие планирует выйти к началу 2014 года. Ранее эти данные прогнозировались лишь на 2017 год.
Скважины бурятся «кустами»: буровая установка передвигается по определенной траектории. «Кустом» эти скважины называются потому, что бурятся они не строго перпендикулярно земле, а достигнув нефтеносного слоя, начинают отклоняться от вертикали, чтобы скважина шла вдоль пласта, повышая дебет.
Первые скважины, как говорят сами буровики, были «золотыми». В зависимости от времени, потраченного на бурение, стоимость одной скважины колеблется от 3,5 до 7 млн долларов. Если в 2006 году на бурение требовалось около 100 суток, то сегодня можно уложиться в 20 суток. Своими успехами компания обязана не только оборудованию (а здесь используются долота со вставками из искусственных алмазов), но и современным технологиям.
Одна из них – гидроразрыв пласта. С помощью специального оборудования в нефтеносном пласте создается высокое давление, что приводит к образованию трещин, в которые закачивается пропант – вещество, представляющее собой искусственную песчаную фракцию. Таким способом увеличивается дебит.
Еще одна технология связана с использованием бурового раствора на углеводородной основе. «Раствор представляет собой эмульсию воды и дизтоплива в соотношении 30 и 70% соответственно, – поясняет Владимир Белей, руководитель группы службы супервайзинга департамента бурения ОАО «ВЧНГ». – Применение данного раствора помогает нам более качественно и в короткий срок строить скважины. Есть еще и экономический эффект – это многократность использования данного раствора. Обратная сторона медали – его отрицательное воздействие на окружающую среду. Чтобы снизить негативный фактор, мы закупили установку для осушения шлама (выбуренная порода. – Авт.) компании Mi Swaco. Эта установка позволяет снизить влажность шлама до 5%, что снижает класс опасности выбуренной породы до третьего и позволяет утилизировать отходы».
Владимир Белей подчеркнул, что данная установка впервые используется на суше, до этого ее применяли только при морском бурении. На месторождении она была модернизирована и сейчас показывает высокие результаты.
Газовые мегаватты
Попутный нефтяной газ раньше сжигали в факелах. Теперь по российскому законодательству его необходимо перерабатывать на уровне 95%. В настоящее время попутный нефтяной газ применяется для выработки тепло- и электроэнергии. На Верхнечонском месторождении уже действуют два энергоисточника: газопоршневой, работающий в процентном соотношении на смеси газа и нефти, мощностью 6,2 МВт, а также газотурбинный, мощностью 26 МВт, состоящий из пяти газотурбинных машин компании Rolls-Roys, которые предназначены для получения электроэнергии в любых климатических условиях и отличаются высоким уровнем КПД. В газовых турбинах в автоматическом режиме осуществляется контроль всех систем, в том числе: турбины, генераторов, системы безопасности, пожарной сигнализации и системы обнаружения утечки газа.
– Сейчас мы готовим площадку под строительство еще оной газотурбинной станции мощностью 64 МВт, – сообщает Сергей Овсов, начальник участка энергообеспечения ОАО «ВЧНГ». – Непосредственно сами строительные работы начнутся летом этого года. Станция позволит увеличить добычу нефти до 7,5 млн тонн, поскольку имеющихся энергомощностей уже не хватает.
Как сообщил Сергей Овсов, сегодня на месторождении на собственные нужды утилизируется 10%, а 90% сжигается. С введением в строй нового энергоисточника расходы голубого топлива на собственные нужды увеличатся до 25%.
Утилизация попутного нефтяного газа – технически сложная опция, так как нефтепромысел отдален от любых объектов газовой инфраструктуры. Поэтому ВЧНГ разработало проект по созданию подземного хранилища попутного нефтяного газа, которое планируется ввести в эксплуатацию в 2014 году. На его строительство предприятие намерено потратить около 5 млрд рублей. Компания General Electric уже приступила к изготовлению компрессорного оборудования мощностью 20 МВт для закачки более 1 млрд кубометров попутного нефтяного газа в год.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что закачивание газа в подземное хранилище позволит сохранить ценный энергетический ресурс, то есть он не будет сожжен, а при создании газовой инфраструктуры может быть реализован. К 2018–2019 годам ВЧНГ планирует поставлять в газотранспортную систему «Газпрома» ежегодно порядка 1–3 млрд кубометров газа. В декабре 2011-го в Иркутске состоялось заседание с участием «Газпрома», ВЧНГ и представителей Минэнерго РФ, на котором был рассмотрен вариант подачи попутного нефтяного и свободного газа с Верхнечонского месторождения в инфраструктуру «Газпрома» на базе Чаянды. Институт «ВНИПИ Газодобыча» подтвердил эффективность данного проекта. Исходя из запасов Верхней Чоны, на рынок можно поставить 30–40 млрд куб. м газа. Чаяндинское газовое месторождение расположено в 250 км от Верхнечонского.
ВСТО принимает только первую группу нефти
Нефть со всех скважин Верхнечонского месторождения поступает в приемо-сдаточный пункт «Талаканское», расположенный на территории Республики Саха (Якутия). Здесь углеводородное сырье поступает в трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан».
ПСП «Талаканское» включает в себя операторскую СИКН (система измерения количества и показателей качества нефти), коммерческий узел учета нефти, узел запорной арматуры, физико-химическую лабораторию.
Как объяснил начальник цеха подготовки и перекачки нефти Павел Трифонов, нефть сдается по установленному план-графику с суточной откачкой согласно ГОСТу. Операторы в режиме on line на мониторах отслеживают основные показатели качества – воды и солей. Если содержание воды превысит показатель 0,5%, то оператор ВСТО – ОАО «АК «Транснефть» не будет ее покупать. Чтобы брак не выявился уже непосредственно при сдаче, в операторной вместе с сотрудником ВЧНГ присутствует и представитель Транснефти. Некачественную нефть отстаивают в резервуарах. Сейчас в сутки ВЧНГ сдает 20,5 тыс. тонн. За все время поставки углеводородного сырья в ВСТО ни разу не был сорван план-график.
Строгий отбор восточно-сибирская нефть проходит в лабораториях. Первая – лаборатория технологического контроля – расположена на площадке подготовки нефти. В ее задачи входит контроль качества нефти на различных этапах подготовки. Вторая лаборатория – промысловых исследований. Она занимается анализом скважиной продукции и анализом природного газа. Третья – коммерческая лаборатория ПСП «Талаканское» – это самый ответственный объект, который ведет паспортизацию товарной нефти. Данная лаборатория уникальна тем, что многие методы анализа здесь продублированы в ручном (классическом) варианте с применением автоматизированных средств измерений.
– Мы сдаем нефть первой группы качества, – говорит Павел Трифонов. – Первая группа качества – это допустимое содержание солей до 100 миллиграммов и воды до 0,5%. Это нефть экспортной группы качества. Проще говоря – лучшая!
На правах рекламы