«Каштанка» отправляется в Италию
В Иркутске продолжается творческий русско-итальянский проект Иркутского областного театра юного зрителя, лаборатории Игоря Ливанта и экспериментальной актерской школы из Порденона «Странствующий Арлекин». Напомним, он проходит при поддержке министерства культуры и архивов Приангарья.
В прошлом году итальянская актриса Клаудиа Контин и режиссер Ферручо Меризи показали в Иркутске две постановки «Жители Арлекинии» и «Арлекин и его двойник», в этом году они привезли необычный экспериментальный спектакль «Перерисованное поведение», премьера прошла 21 и 23 мая. Постановку можно описать как открытую мастерскую, посвященную художнику и актеру. Она обрисовывает картину западной цивилизации с точки зрения недовольного поэта-пророка.
Сначала с помощью проектора демонстрируются картины Эгона Шиле, на которых изображены люди. Их позы сначала кажутся странно изломанными, а Клаудия Контин повторяет эти неудобные до неестественности движения. Потом Ферручо Меризи объясняет, что, изучая язык жестов художника, они смогли перевести его в особую пластику, использование которой может дать невиданную свободу самовыражения актеру на сцене. Разложив движение на составляющие и сконструировав на их основе новые, присущие эстетике Эгона Шиле, исследователи показали, как они могут быть использованы в различных образах.
В рамках русско-итальянского проекта ТЮЗ повезет в Италию на фестиваль «Бродячий Арлекин» в Порденон спектакль «Каштанка». Его премьера прошла 16 мая в камерном формате (большой зал театра был разделен перегородкой) и собрала как взрослых зрителей, так и малышей.
– Это спектакль для всех, – признался режиссер Игорь Ливант. – Главная здесь для меня тема – это выбор между сладкой жизнью и родиной, какая бы она ни была. Ведь Каштанке у клоуна было очень хорошо: ее вкусно кормили, ей аплодировали, она подружилась с животными, но она все равно выбрала свою семью, пускай и спать в опилках, пусть впроголодь, и уважения никакого. На мой взгляд, сегодня эта тема актуальна как никогда.
Спектакль получился очень трогательным и добрым. Действие разворачивается на фоне огромной – больше человеческого роста книги Михаила Чехова, которую в обычном формате одновременно читает маленький хозяин Каштанки – Федюшка (Людмила Ревтович). Артистам удалось очень правдоподобно передать пластику и характер животных. Улыбку и умиление вызывают гусь Иван Федорович (Сергей Павлов), кот Федор Тимофеевич (Николай Кулебякин), свинья Хавронья (Елизавета Кудлик) и Каштанка (Наталия Маламуд). Постановка производит удивительно целостное впечатление, как будто все ее составляющие – свет, звук, движения, мимика – являются инструментами одного оркестра, исполняющего некую симфонию. Кстати, это заслуга особого творческого метода Игоря Ливанта.
– Мой театр – это пластика во всем, в звуке, в движениях, в развитии спектакля, – рассказал Игорь Ливант. – В начале прозвучало, в середине отозвалось, в конце завершилось. Мой театр еще называют лингвистическим, поэтическим, и я действительно пытаюсь выстроить поэтический ряд через движения, звук, отношения между персонажами.