Изучением Байкала
Занимаются малыши из детского сада «Ручеек» в Слюдянке
Есть такие профессии, которые вызывают у людей ощущение тепла и счастья. Например, медсестра олицетворяет милосердие, первая учительница – светлое воспоминание о школе, а воспитатель детского сада – доброту, заботу и внимание. По инициативе депутатов Законодательного Собрания газета «Областная» начала цикл публикаций о воспитателях Приангарья.
Детский сад «Ручеек» в Слюдянке – единственное из дошкольных учреждений района, которое располагается сразу в двух зданиях. По инициативе районных властей еще в конце 2010 года помещение, в котором размещался детский дом творчества, было передано дошколятам.
– На средства районного бюджета в здании поменяли кровлю, заменили окна и двери, провели отделочные работы, приобрели новое оборудование для пищеблока, мебель и мягкий инвентарь, – рассказывает, проводя экскурсию, заведующая Оксана Усачева. – Теперь в нашем «Ручейке» вместо четырех групп целых семь. Дополнительно шестьдесят малышей получили возможность посещать детский сад.
Расширение благотворно сказалось на условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Столовые, игровые комнаты и спальни теперь располагаются в отдельных помещениях. «Ручеек» обзавелся актовым и спортивным залами, а также просторными уличными игровыми площадками.
– Для нас это очень важно, – объясняет Оксана Усачева, – ведь наш детский сад общеразвивающего вида имеет приоритетное – художественно-эстетическое направление. Для всестороннего развития малышей у нас организованы не только многочисленные кружки, мастер-классы, но и собственный детский театр. А месторасположение – близость к Байкалу – помогло нам определиться с тематикой разрабатываемых образовательных программ – байкаловедение.
Ольга Коношанова – одна из авторов уникальных проектов, которые применяются для развития дошколят в детском саду «Ручеек». Воспитателем, по собственному признанию, Ольга стала случайно. Двадцать семь лет назад ей, тогда работнику торговли, понадобилось устроить в детский сад собственных детей.
– Для этого я оставила работу по специальности и устроилась помощником воспитателя – нянечкой, – вспоминает она. – Попала к прекрасному педагогу Татьяне Дмитрук. Мы с ней работали в паре. Она, увидев мою любовь к детям, буквально заставила меня поступить в педучилище. «Это твое призвание!» – убеждала меня Татьяна Михайловна. Я послушалась и ничуть об этом не жалею. Действительно, работа с ребятишками – огромное счастье. Счастье видеть, как маленький человечек растет на твоих глазах, развивается, делает свои первые открытия.
Сегодня в группу к Ольге Коношановой приводят своих детей ее первые выпускники. Они на собственном опыте знают – этот воспитатель сможет открыть для ребенка удивительно прекрасный мир Байкала.
– Действительно, на протяжении нескольких лет в нашем детском саду разрабатывается программа «Байкал – жемчужина Сибири», – соглашается Ольга, – а родилась она не из воздуха, не случайно. Как-то, проводя анкетирование, разговаривали с родителями и неожиданно выяснили, что жители Слюдянки, живя рядом с Байкалом, почти ничего не знают об этом удивительном озере. Мне, родившейся и выросшей в городе, показалось это обидным, вот и стали мы по мере сил исправлять создавшуюся ситуацию.
Постепенно рождались новые проекты, организовывались занятия. Сегодня в «Ручейке» руками воспитателей и ребят создан миниатюрный макет Байкала, а малыши данного детского сада не только прекрасно знают о его животных и растениях, ставят спектакли по легендам Байкала, но и разбираются в байкальских ветрах!
– «Нерпа – загадочное животное», «Ветры Байкала», «Легенды Байкала»… Сразу и не вспомнишь, сколько у нас появилось новых проектов, – перечисляет воспитатель. – Например, «Байкальский ларец» я представляла в прошлом году на областном фестивале педагогических идей, где заняла первое место. Мы проводим конкурсы рисунков, поделок, театрализованные фестивали – все на байкальскую тематику. А помогают нам в создании проектов экскурсии. Со своими ребятами мы постоянно отправляемся в путешествия. Уже обошли в окрестностях все горы. Знаем, где растут самые первые подснежники, где зреет первая земляника. Собираем гербарий, изучаем животных. В окрестностях Слюдянки сохранилось, к счастью, еще множество уникальнейших мест, где можно ту же нерпу увидеть на воле. А какое у нас болото! Оно замерзает очень быстро, снега еще нет, а лед прозрачный! Такая красота! Подводный газ, замерзая, образует чудесные картины, это надо видеть!
Свои впечатления дети оставляют на рисунках. Из подручных материалов – пенопласта, пластмассовых бутылок, салфеток и даже мусорных пакетов – они также мастерят байкальских эндемиков – нерпу, губку, широколобку, голомянку и омуля. Но главное, что во время экскурсий малыши учатся беречь природу.
– После каждого путешествия у нас проходят обсуждения, – поясняет Ольга Коношанова. – Совсем недавно, например, провели занятие «Почему Байкал – старик суровый?» Ребята единодушно пришли к выводу: потому что люди слишком часто его обижают: загрязняют воду, оставляют на берегу мусор, занимаются браконьерством. Я уверена, что наши дети, с самого раннего возраста осознав безжалостное отношение человека к природе, не будут поступать так же.